«КоммерсантЪ-Урал», Мария Черкасова и Игорь Кулешов говорят, что «ТМК будет делать электровозы для РЖД»

4 марта 2004 (09:09)

Вчера в Москве президент ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) Геннадий Фадеев подписал с губернатором Свердловской области Эдуардом Росселем протокол о создании на базе одного из предприятий Трубной меткомпании завода по выпуску электровозов для РЖД. По оценкам экспертов, стоимость проекта составляет почти 100 млрд руб. при этом отдачи от этих вложений в ближайшее время не предвидится.

Сейчас ключевой проблемой для РЖД является стремительный износ подвижного состава. Существующий колесный парк РЖД насчитывает 20 тыс. действующих локомотивов, при этом его износ составляет почти 60%. Кроме того, большинство единиц подвижного состава были выпущены в середине прошлого века и морально устарели, поэтому не способны развивать необходимую скорость, а также достаточно энергозатратны. В то же время, на сегодняшний день ни одно предприятие не производит электровозы новой модификации, которые удовлетворяли бы потребности РЖД. В связи с этим глава РЖД Геннадий Фадеев поставил перед производителями локомотивов задачу разработать новую модель. Сейчас такой разработкой занимаются Коломинский и Новочеркасский заводы.

Вчера с инициативой создания собственного производства по выпуску грузовых электровозов выступили власти Свердловской области. На состоявшейся по этому случаю встрече с президентом РЖД Геннадием Фадеевым свердловский губернатор Эдуард Россель сообщил, что областные власти уже разработали программу по созданию нового подвижного состава. Как рассказал корреспонденту «Ъ» пресс-секретарь губернатора Евгений Красиков, она предполагает строительство производства локомотивов новой модификации на ОАО «Завод сварных машиностроительных конструкций», принадлежащий Трубной металлургической компании. Правда, завод будет заниматься только сборкой электровозов. Поставку комплектующих для него будет осуществлять ФГУП «Уралвагонзавод», который совместно с НТМК производит колесные пары, а также выпускает корпуса для подвижного состава. К кооперации предполагается привлечь ОАО «Привод», выпускающее двигатели, ФГУП «Баранчихинский электромеханический завод», ГУП «Октябрь», НПО «Автоматика» и НПО «САУТ», которое производит пульты с микропроцессорной системой управления.

В свою очередь владелец ТМК Дмитрий Пумпянский заявил о том, что для запуска производства на ОАО «Завод сварных машиностроительных конструкций» необходимы финансовые вложения. По подсчетам главы РЖД, вся стоимость программы составляет около 100 млрд руб. Предполагается, что инвесторами выступят ОАО «РЖД» и ТМК. В данный момент система финансирования четко не оговаривалась. По словам заместителя начальника пресс-службы РЖД Натальи Акафьевой, в качестве «рабочего» варианта руководству ТМК был предложен займ, часть возврата денег впоследствии может взять на себя РЖД. Впрочем, как подчеркнул Геннадий Фадеев, эта система может быть изменена, а круг инвесторов может быть расширен. В то же время, РЖД пообещала взять на себя 50% финансирования проектных работ, оставшуюся сумму денег пообещало выделить свердловское правительство.

Как пояснил глава области, на первых порах завод будет заниматься модернизацией старых локомотивов ВЛ-11, построенных еще в 60-х годах, а уже к 2007 году — наладит выпуск новых моделей локомотивов.

По словам Евгения Красикова, Геннадий Фадеев одобрил предложение областных властей. Как сообщила в свою очередь заместитель начальника пресс-секретарь РЖД Наталья Акафьева, вчера стороны подписали протокол о намерениях. По ее словам, участники совещания договорились о том, что детальный проект программы свердловские власти разработают к апрелю, а в мае РЖД представит его на рассмотрение федеральному правительству.

На сегодняшний день ТМК не афиширует своих планов по поводу того, какую долю потребностей РЖД в электровозах компания намерена занять. «Пока рано говорить о том, какое положение на этом рынке мы будем занимать — программа только на первоначальной стадии ее реализации»,— заявил в беседе с корреспондентом «Ъ» пресс-секретарь ТМК Дмитрий Жеглов. Однако, как рассказала «Ъ» Наталья Акафьева, в первые несколько лет компания будет выпускать всего несколько штук единиц подвижного состава, поэтому о монополизации рынка ТМК говорить сейчас едва ли можно.


Другие материалы по теме: