Владимир Сёмин: Земельный участок возникает, когда он внесен в кадастр

На вопросы аналитического бюллетеня «VIP-консультант» отвечает директор ФГУ «Земельная кадастровая палата по Свердловской области» Владимир Сёмин.

– Владимир Федорович, в каких учебных заведениях происходит подготовка специалистов, способных квалифицировано выполнять работы по ведению государственного земельного кадастра? Готовят ли таких специалистов в учебных заведениях Свердловской области?

– Подготовка специалистов проходит в Уральской государственной горно-геологической академии, где сейчас две специальности: землеустройство и земельный кадастр и городской кадастр. В прошлом году был первый выпуск, и некоторые выпускники уже работают по специальности.

Кроме того, в Екатеринбурге существует Уральский филиал Новосибирской государственной геодезической академии. Там тоже есть специальность землеустройство и земельный кадастр. В государственном университете в Тюмени работает кафедра по специализации земельный кадастр. В Омске есть аграрный университет, с факультета которого выпускают специалистов по специальности прикладная геодезия, землеустройство, земельный кадастр, городской кадастр. В Перми – сельскохозяйственная академия, в которой тоже есть факультет землеустройства и городского кадастра.

Самый старейший институт, который готовит специалистов по ведению кадастров, – сейчас это университет ГУЗК – находится в Москве. Он предлагает большой спектр специальностей, связанных с землеустройством и земельным кадастром.

Есть еще и техникумы. Таким образом, в принципе, спектр учебных заведений достаточно широк, и существует реальная возможность подготовки квалифицированных специалистов.

– Какие требования предъявляются к специалистам, составляющим и ведущим государственный кадастр в настоящий момент? Могут ли эти требования измениться с течением времени?

– Требования, которые мы предъявляем, складываются из того, что специалисты должны знать законодательство (юридические аспекты), компьютер, геодезию, потому что сам процесс проведения кадастрового учета состоит из знаний именно этой сферы. Сам процесс проведения кадастрового учета земельных участков автоматизирован, поэтому обязательно знание компьютера. Также есть определенные нормы и требования, входящие в земельное законодательство, по постановке на кадастровый учет, по размерам тех же земельных участков и так далее.

– Охарактеризуйте сферу деятельности Земельной кадастровой палаты по Свердловской области.

– Наша задача – проведение государственного кадастрового учета земельных участков, включающая в себя проверку предоставленных заявителем документов, составление описаний земельных участков в единый государственный реестр земель (ЕГРЗ), присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт земельных участков и формирование кадастровых дел.

Сведения земельного кадастра предоставляются за плату и бесплатно. Правообладатель сведения получает бесплатно, оплачивается только копирование сведений. Не правообладатель оплачивает и сами сведения в размере 100 рублей, и копирование. Еще есть оплата доставки, но, как правило, у нас получение идет по месту подачи заявления.

Юридическую экспертизу мы не проводим. Ее проводят учреждения юстиции по регистрации прав.

– Каковы результаты деятельности Земельной кадастровой палаты по Свердловской области по итогам 2003 года?

– Если обратиться к динамике, то в начале 2003 года рассматривалось по 5-6 тысяч обращений по Свердловской области в месяц, в конце года кадастровая палата вышла на 10-11 тысяч обращений в месяц. То есть количество обращений за прошлый год увеличилось в 2 раза.

На сегодняшний день объем работ растет в зависимости от предоставления новых земельных участков купли-продажи, дарения, для оформления наследства. За прошлый год поступило 102,5 тысячи обращений от юридических лиц, без учета обращений через учреждения юстиции. Учреждения юстиции после регистрации права собственности, сделки купли-продажи предоставляют нам копии свидетельства, а мы заносим эти сведения о правообладателе в ЕГРЗ.

Графика внесения сведений о земельных участках в земельный кадастр как такового не существует, но есть определенные требования к нашим филиалам. Мы ввели нормативы по внесению сведений о земельных участках (сколько нужно времени, чтобы внести сведения об одном участке), нормативы о постановке на кадастровый учет, нормативы внесения изменений в характеристики участка, нормативы о внесении сведений, которые поступают из учреждений юстиции.

Ежемесячно проходит отчет по количеству выполненной работы. Исходя из данных нормативов, идет расчет в человекочасах, а затем делаются соответ ствующие выводы по результатам работы в этом месяце.

Нельзя спрогнозировать, сколько будет обращений на получение сведений, какое количество заявок поступит о постановке на кадастровый учет. Если бы мы это знали, то спланировали бы, сколько ранее учтенных участков можно занести в ЕГРЗ.

– В каком состоянии находится в настоящий момент работа по созданию государственного земельного кадастра по Свердловской области?

– Вся территория области поделена на кадастровые кварталы. Создано 72 кадастровых района, которые, в основном, соответствуют территориям муниципальных образований. Существует также так называемый «нулевой кадастровый район» – общесвердловский. Он создан для того, чтобы ставить на кадастровый учет земельные участки, которые расположены на территории двух или более кадастровых районов.

Кадастровый учет в данном случае происходит на областном уровне. Пример этому – Висимский заповедник.

Ведение ГЗК на территории области осуществляет отдел кадастровых работ по Екатеринбургу, а также 49 филиалов Земельной кадастровой палаты по Свердловской области в районах. Они ведут учет по 72 кадастровым районам и располагаются территориально.

– Какие программные продукты используются для создания и ведения государственного кадастра?

– База данных единого государственного реестра земли ведется на сегодняшний день на всей территории РФ. Это не областной, не муниципальный реестр, а единый федеральный реестр всех земельных участков.

На кадастровый учет ставятся земельные участки любой формы собственности: областная, федеральная, муниципальная, частная собственность. Только после того, как земельный участок поставлен на кадастровый учет, он является объектом недвижимости, с которым можно совершать те или иные действия (передача в собственность, купля-продажа). Затем происходит регистрация права в учреждении юстиции.

На территории Свердловской области используется два программных продукта: ЕГРЗ-Т (таганрогская разработка регионального кадастрового центра) и ЕГРЗ-П (санкт-петербургская разработка). В настоящее время мы используем в большинстве филиалов санкт-петербургскую разработку, в которой существуют некоторые недочеты: она не позволяет в большей степени работать в сетевом варианте. Сейчас происходит доработка этой программы. В 2004 году планируется перевести работу филиалов ФГУ ЗКП на таганрогскую программу.

Все поставки программного обеспечения, техники, обучение специалистов идут через Росземкадастр. Специалисты проходят специальное обучение в региональном кадастровом центре.

Сложность состоит в том, что, когда создавались учреждения юстиции по регистрации прав, они в принципе начали работать с «чистого листа», поскольку раньше право не регистрировали.

Мы же не могли начать с нуля, потому что кадастр велся и раньше. Комитет по земельным ресурсам и землеустройству занимался ведением кадастра, организацией работ по землеустройству, выдавал правоудостоверяющие документы (свидетельства на право собственности на землю). Поэтому на момент передачи материалов в кадастровую палату сложилась такая ситуация, что более 600 тысяч земельных участков уже имели правоудостоверяющий документ, то есть документы, на которые не нужно получать подтверждения учреждений юстиции. Сегодня эти участки рассматриваются как раннеучтенные, то есть они поставлены на кадастровый учет, и мы обязаны внести их в ЕГРЗ. В результате возникают некоторые сложности в создании единой системы, которые отчасти связаны с тем, что для постановки земельного участка на учет в кадастровом квартале мы должны сначала внести в этот квартал сведения обо всех ранее учтенных участках, а это занимает определенное время.

– Владимир Федорович, возникают ли какие-то проблемы в ведении государственного земельного кадастра? Помогает ли правительство в их решении?

– Проблемы есть везде. Например, нам не хватает численности штата. В результате этого возникают вопросы по срокам.

Согласно существующему законодательству, постановка на кадастровый учет осуществляется в течение 1 месяца. Но есть еще и заявления по получению сведений об участках, ответы на письма, которые тоже должны быть предоставлены в течение месяца. По Екатеринбургу и Верхней Пышме мы не выдерживаем установленные сроки. Связано это с тем, что данные районы – самые крупные по количеству обращений. В остальных филиалах стараемся укладываться в сроки. Например, в Слободотуринском районе, где заявок не так много, выдача сведений идет в течение 2-3 дней, в других районах – две недели, месяц.

Еще одной проблемой является то, что проводится разграничение земель по уровням собственности. В прошлом году по запросам Министерства имущественных отношений по Свердловской области поступило порядка 17 тысяч заявлений о предоставлении сведений о земельных участках. Более 10 тысяч кадастровых планов было выдано, об остальных земельных участках у нас сведений нет, поскольку они используются предприятиями, а правоудостоверяющие документы на них не оформлены. Сведений в ГРЗ внесено всего лишь на 30%, остальное же приходится искать вручную.

Что касается помощи Правительства РФ в существующих проблемах, то предложения об этом подавались не раз, но на сегодняшний день пока ничего существенного не изменилось. В прошлом году немного увеличили численность сотрудников, но это нас не спасло. В марте обещают пересмотр штатного расписания.

– Имеет ли место сотрудничество Палаты с организациями, составляющими кадастры на уровне муниципальных образований? В каких формах оно осуществляется?

– В некоторых муниципальных образованиях понимают, что в конечном итоге создание и ведение государственного кадастра земель – это общее дело. Мы ведем ЕГРЗ, чтобы защитить права землепользователей в части того, что берем на себя ответственность со стороны государства за определение границ и площади земельного участка.

Некоторые главы администраций идут навстречу: помогают с помещениями, с численностью людей, выделяют средства для проведения работ, необходимых для ведения кадастра. Это, безусловно, способствует удешевлению таких работ, как межевание земель, инвентаризация, что прямым образом влияет на улучшение качества ведения кадастра.

– Есть ли у Вас какие-либо требования, пожелания к юридическим лицам по вопросам постановки на кадастровый учет?

– Единственное и самое главное пожелание – это то, что документы на землю, как и на объекты недвижимости, должны быть оформлены. Имея кадастровый план, можно спокойно осуществлять сделки, заключать договора по продаже, аренде. Например, для получения банковского кредита требуется также предоставление кадастрового плана. Если он не будет предоставлен в определенный срок, в кредите откажут.

Однако кадастровый план не ограничен во времени. Изменения происходят, когда соответствующее лицо обращается с заявлением о внесении изменений.

Земельный участок возникает тогда, когда его границы описаны, характеристики удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом. Одним из документов, необходимых для постановки на кадастровый учет земельных участков, является документ о межевании, который оформляется в виде Описаний земельных участков. Для всех земельных участков, образующихся одновременно при разделении или перераспределения ранее учтенных земельных участков, межуемых одновременно с целью уточнения имеющихся сведений ГЗК, оформляется одно описание.


Другие материалы по теме: