«Уральский рабочий» и Любовь Шаповалова считают, что «Ни дать ни взять»

12 марта 2004 (10:03)

Каменцы могли бы прожить 17 лет на одни взятки

Гондурас честнее нас. В смысле — там коррупции меньше, чем в нашем Отечестве.

Буквально на какие-то десятые балла, но пресловутый Гондурас обошел-таки Россию в рейтинге некоррумпированности, согласно которому наша страна занимает позорное 74-е место среди 102 оцениваемых государств.

Если оценивать масштабы этого социального явления по пятибалльной шкале, то Россия даже единицы не заслуживает. Но эксперты пользуются десятибалльной системой, посему поставили нам 2,7 балла. Хуже результат только у наших бывших «родственников» по СССР — Украины, Грузии, Казахстана, Молдовы и Азербайджана, да еще у двух десятков отсталых государств вроде Зимбабве и Бангладеш.

На другом полюсе десятка самых «чистых» государств, где коррупции вроде бы нет. Первой в этом почетном ряду стоит наша соседка и тоже бывшая «родственница» — Финляндия. Вслед за ней идет европейская аристократия: Дания, Исландия, Швеция, Люксембург,

Нидерланды, Великобритания. Совсем неудивительно увидеть в этой интеллигентной компании Канаду. Достойно вписались в высшее общество экзотические азиаты — Новая Зеландия и Сингапур.

Киты мировой экономики — США, Германия и Япония — мощно подпирают этот Олимп, расположившись во второй десятке государств с индексом некоррумпированности от 8,6 до 7,1 балла.

Аналитики усматривают прямую зависимость масштабов коррупции от состояния экономики государства: чем оно беднее, тем пышнее расцветают в нем мздоимство и взяточничество.

Если применительно к России в целом эта формула справедлива, то внутри нашего коррумпированного Отечества наблюдается иной расклад, куда более любопытный. Среди самых коррумпированных регионов практически рядышком оказались лопающаяся от денег «купчиха»-Москва и нищая бюджетная «приживалка» — Курганская область.

В первой же тройке наиболее коррумпированных — Нижегородская, Самарская, Ростовская области.

Из 40 оцениваемых российских регионов самыми чистоплотными оказались белгородцы, пермяки и туляки — в этих областях наиболее низкий в России уровень коррумпированности.

Что касается Свердловской области, то она находится в середине списка — на 18-м месте. Свердловчане пропустили вперед 17 сравнительно благополучных в этом отношении регионов, в числе которых — Ленинградская, Омская и Челябинская области. Зато мы можем слегка погордиться перед Москвой, Татарстаном и Ставропольским краем, где коррупция пустила еще более глубокие корни.

Российская общественная организация ИНДЕМ, изучающая коррупцию как социальное явление, смогла даже рассчитать средний размер взяток, которые в ходу у свердловчан, — 3599 рублей. Общая сумма, выплачиваемая жителями Свердловской области в качестве взяток, — 17 миллиардов 323 миллиона рублей. Это 17 годовых бюджетов такого города, как Каменск-Уральский.

В среднем по России размер взятки составляет 1930 рублей. Самые «загребущие» взяточники живут в Петербурге — они берут по 6498 рублей, а самые скромные — в Ярославле: они довольствуются 585 рублями.

В основном эти расчеты касаются так называемой бытовой коррупции: сунуть на лапу гаишнику, откупиться от санитарного контроля и т. д. В деловых кругах вращаются другие суммы. Чтобы продвинуть какой-нибудь проект или, скажем, заполучить лакомый участок земли, предпринимателю надо иметь в кармане не меньше 36 тысяч рублей — таков средний размер «деловой» взятки в Свердловской области. В среднем по стране он еще выше — почти 72 тысячи рублей.

Кстати, самая низкая деловая коррупция — в Омской, самая высокая — в Нижегородской области. По бытовой коррупции лидирует Челябинская область, а менее всего Этим пороком заражена Карелия. Если суммировать все показатели, то наиболее благополучной выглядит Башкирия, а наименее благополучным — Краснодарский край.

Эти статистические выкладки почти не оставляют надежды, что с коррупцией можно быстро справиться. Тем не менее уральские политики, ученые, юристы, экономисты и предприниматели решили обсудить эту проблему за «круглым столом», организованным центром ИТАР-ТАСС-»Урал». Одни говорили, что нужен закон о коррупции, который позволят сажать взяточников за решетку. Другие утверждали, что и существующие законы позволяют это делать, была бы политическая воля. Третьи призывали начинать С себя: самим взяток не брать и другим не Давать.

В итоге оппоненты сошлись во мнении, что коррупция, как и мафия, бессмертна. Однако бороться с ней все равно надо, чтобы хотя бы уменьшить ее масштабы.


Другие материалы по теме: