Церковь и налоговый вопрос

Должна ли церковь платить налоги?

Традиционно в российском государстве церковные доходы и церковное имущество были освобождены от налогообложения. Традиция эта сложилась на заре российской государственности, существовала при монголо-татарском иге, её придерживались практически все русские цари и даже советское правительство. Не составила исключения и постсоветская эпоха: религиозные организации получили многочисленные налоговые льготы. Так, в соответствии с федеральным законом 1991 года «О налоге на имущество предприятий», религиозные объединения и организации уже были освобождены от этого вида налогообложения. Ситуация изменилась с 1 января 2004 года. В связи с изменением Налогового Кодекса РФ религиозные организации часть этих льгот утратили: церковные предприятия и имущество, не связанные непосредственно с их культовой деятельностью – гостиницы для паломников, технические средства монастырей, автотранспорт, компьютерная техника и т.п. – стали облагаться налогом на имущество организаций точно так же, как и «мирские».

Льготы

Очевидно, что обложение налогом имущества религиозных организаций привело к существенному уменьшению их доходов, в связи с чем представители крупнейшей из них – Русской православной церкви – обратились в органы законодательной власти ряда регионов России с просьбой освободить от налога на имущество и «некультовые» предприятия, принадлежащие религиозным организациям.

Так, в частности, с подобной просьбой в правительство Московской области и Московскую Городскую Думу обратились патриарх Московский и всея Руси Алексий II и митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Областные законодатели решили эту просьбу удовлетворить, и 31 марта Московская городская Дума внесла дополнения в статью 4 Закона города «О налоге на имущество организаций». В соответствии с этой поправкой, имущество религиозных организаций было освобождено от уплаты определенной законом ставки налога на имущество организаций, которая в столице составляет 2,2%. Дополнения получили название «Льготы, предоставляемые религиозным организациям».

Внесенные в закон дополнения позволили освободить религиозные организации от уплаты налога на имущество в полном объеме. Согласно данным специалистов, потери бюджета Москвы по этому источнику составят около 800 тысяч рублей.

Аналогичные решения были приняты законодательными собраниями Московской области, Красноярского края, Республики Мордовия, Республики Тыва, Курской, Костромской областей и ряда других субъектов Российской Федерации.

В марте 2004 года с аналогичной просьбой в правительство Свердловской области и областное Законодательное собрание от лица Екатеринбургской Епархии обратился архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. Возможность такого освобождения подтвердил заместитель руководителя управления МНС России по Свердловской области Сергей Баранов, который на своей пресс-конференции заявил: «Налоговый кодекс России предусматривает льготы для религиозных организаций. Если Законодательное Собрание Свердловской области сочтет необходимым предоставить Екатеринбургской епархии дополнительные льготы, мы будем это исполнять».

Новый состав Областной Думы ещё не успел рассмотреть просьбу архиепископа, однако обсуждение темы целесообразности освобождения церковного имущества от налога на прибыль стала актуальной и на Урале.

Позиция церкви

Позицию церкви в данном вопросе выразил патриарх Алексий II, который в феврале этого года заявил: «Собственность религиозных организаций представляет собой совершенно особую форму, ибо основу ее составляет добровольная жертва человека Богу. Пожертвования верующих являются особым случаем экономических и социальных отношений, поэтому на них не должны автоматически распространяться законы, регулирующие финансы и экономику государства, в том числе и государственное налогообложение».

Позицию главы церкви уточнил архиепископ Викентий. Он, в частности, отметил: «Екатеринбургская епархия Русской православной Церкви (Московский Патриархат) не имеет коммерческих предприятий и не является участником (акционером) какого-либо коммерческого предприятия. В связи с этим она не имела никакой балансовой прибыли в 2003 году. Что же касается того, что Вы называете «торговыми точками», то приобретение верующими предметов культа является не коммерческой сделкой, а жертвой Богу».

Следует отметить, что в данном вопросе мнение церкви несколько расходится с положением законодательства, которое все же признает некоторые виды деятельности, осуществляемые религиозными организациями, коммерческими.

«В сегодняшних условиях, когда религиозные организации практически лишены имущества, принадлежавшего им до 1917 года, а государственная поддержка ... сведена к минимуму, новые нормы налогообложения имущества религиозных организаций подрывают полезное воздействие Церкви на наше общество. Не смогут духовные школы нормально существовать, если все их имущество, сопутствующее нормальному религиозному процессу, будет облагаться налогом. Многие монастыри не в состоянии будут обеспечить себя, если имущество их подсобного хозяйства, которое не является имуществом религиозного назначения, будет облагаться налогом», – отметил архиепископ.

Более того, отстаивая право церкви на льготное налогообложение, архиепископ заметил, что не может быть проведено разделения на религиозную и нерелигиозную деятельность церкви, так как само понятие «религиозной деятельности» не прописано в законодательстве. В этом смысле, по его мнению, речь следует вести о деятельности уставной и неуставной. «Кроме Богослужебной (культовой) деятельности, которую некоторые комментаторы единственно рассматривают как религиозную, религиозные организации осуществляют широкий спектр уставной деятельности – просветительской, социальной, благотворительной, издательской и так далее. Эта уставная деятельность носит по преимуществу религиозный характер».

Иными словами, позицию церкви можно сформулировать следующим образом: во-первых, все церковное имущество в том или ином виде является даром прихожан Богу, вся коммерческая деятельность, осуществляемая церковью, в том или ном смысле является религиозной, а потому они не должны облагаться налогом. И если юридические нормы, прописанные в существующем законодательстве, не отражают реально существующего положения дел (напомним, что закон признает религиозной деятельностью только культовую), то региональные законодатели могут поправить ситуацию, предоставив церкви льготы.

Мнения

Между тем, ряд экспертов высказывает иное мнение относительно возможных и уже существующих налоговых льгот для религиозных организаций, приводя самые разнообразные доводы.

Так, директор Института экономики УрО РАН Александр Татаркин полагает, что освобождение от налогообложения имущества религиозных предприятий, не имеющих отношения непосредственно к религиозной деятельности, может привести к превращению церкви из организации верующих, целью которой является совершение культа, в коммерческое предприятие, нацеленное на получение прибыли. «Есть серьезные опасения в том, что Русская православная церковь получит неограниченные налоговые льготы, так как сейчас она включает в себя огромную инфраструктуру, в состав которой входят организации, занимающиеся не только культовой деятельностью, но и коммерческой. Появление такого закона может повлечь за собой создание различных предприятий, не включенных в основную уставную деятельность», – считает он.

Комментируя данное мнение, архиепископ Викентий отметил: «До 1 января 2004 года, до введения в действие новой редакции Налогового кодекса Российской Федерации уже действовал порядок налоговых льгот для имущества религиозных организаций. И никаких злоупотреблений, никаких проблем в связи с этим у государственных органов не было на протяжении предшествующих десятилетий. Дополнительных, новых льгот религиозным организациям не предоставлено. Чем же тогда вызвана «обеспокоенность «неограниченными налоговыми льготами», а также предположения, что «появление такого закона может повлечь за собой создание различных предприятий, не включенных в основную уставную деятельность»?

Собственную точку зрения на этот вопрос имеют и депутаты Областной Думы, от которых зависит принятие или отклонение предложенных законодательных инициатив. В частности, депутат Константин Карякин отметил, что «мнения людей по этому вопросу четко разделяются: с одной стороны, неплохо помочь церкви, а с другой – есть перспектива того, что церковь будет все время сидеть «на горбу» у государства».

Депутат Илья Борзенков считает, что при рассмотрении подобных вопросов Свердловской облдумой нужно будет воспользоваться «московским опытом». «Надо внимательно изучить закон о льготном налогообложении, принятый Московской областной Думой, и оценить, подходит ли подобное решение для Свердловской области», – говорит он.

По мнению Ильи Борзенкова, принимая закон о налоговых льготах, в первую очередь надо разделять крупные коммерческие предприятия, в которых Екатеринбургская Епархия является участником, и ее малоприбыльные предприятия (например, церковные киоски). «Несомненно, если церковь получит неограниченные налоговые льготы, распространяющиеся на все виды своих предприятий, то она может стать «офшорной зоной», – считает он.

Итог

Пока вопрос о предоставлении Екатеринбургской епархии льгот по налогу на имущество организаций остается нерешенным. По мнению депутатов Областной Думы, он может быть включен в повестку заседаний законодательного собрания не ранее середины мая. Пока же представители церкви и власти продолжают вести обмен мнениями по данному вопросу.

Аналитический бюллетень «VIP-консультант» будет следить за развитием событий.


Другие материалы по теме: