«Подробности» и Ая Шафран считают, что «Первый свердловский референдум может похоронить завод по переработке радиоактивного вещества»

22 апреля 2004 (09:26)

Двухголовые телята и двупалые голуби в Красноуфимском районе не редкость. Местные жители обвиняют в мутациях склады радиоактивного монацита и собираются провести референдум, чтобы не дать построить перерабатывающий руду завод.

Красноуфимский район всегда считался одной из самых чистых территорий Свердловской области, пока в шестидесятых годах сюда не начали свозить радиоактивную руду — монацитовый концентрат, который предполагалось использовать как начинку для ядерных боеголовок. Позже ученые признали, что для таких целей более пригоден уран, и про склады забыли.

В конце восьмидесятых группа студентов Уральского государственного университета поехала под Красноуфимск «на картошку». Вскоре «колхозники» начали заболевать: у ребят отказывали суставы. Вскоре всех пришлось в срочном порядке эвакуировать. Среди пострадавших была и студентка факультета журналистики, а ныне — координатор группы «Экозащита!» Ольга Подосенова.

— Ноги просто отваливались, — вспоминает Ольга, — за нами постоянно наблюдали врачи, собирались консилиумы. Один столичный доктор сказал тогда нам, студенткам: «Девчонки, в ближайшие десять лет детей не рожайте».

Государственная межведомственная комиссия, созданная по случаю, списала болезнь на пестициды, которыми обрабатывались поля. Однако Свердловская прокуратура заключила, что у этой версии нет доказательств. Пострадавшие склоняются к тому, что причиной их недуга стали именно склады монацита. Тем более что, по словам старожилов, возле этих хранилищ уже давно гибнут люди.

Как утверждает сопредседатель группы «Экозащита!» Владимир Сливяк, сейчас Красноуфимск — действительно опасный город: деревянные полы монацитовых складов провалились, штабели ящиков обрушились, раздавив нижние. Несущие конструкции и стены подточила постоянная влажность, все сооружения готово рухнуть в любой момент. Монацитовый песок высыпался наружу, а вредная пыль разносится ветром. На данный момент в разваливающихся помещениях лежат 82 тысячи тонн руды, которая постоянно выделяет радиоактивный газ торон. Вокруг территории склада уровень радиации составляет 13— 15 микрорентген в час. Как рассказала «Подробностям» руководитель экологической группы «Сокол» Татьяна Мамонтова, в Красноуфимске люди часто видят двупалых голубей, а в близлежащих к городу деревнях нередко рождаются уроды: ягнята и телята с двумя головами. Все эти мутации начались, когда в район потекла руда.

— Газ торон, который выделяет монацит, влияет на половую и костно-мышечную системы, — рассказала Татьяна Мамонтова. — Постоянно растет число заболеваний нервной системы и желез внутренней секреции, отмечается все больше случаев детского церебрального паралича и диабета. Возможно, причиной тому не только вредное воздействие торона, но и этот фактор отрицать нельзя.

В 1995 году хранилище монацита перешло из федеральной в областную собственность. Тогда решено было построить завод, который бы перерабатывал ториевый концентрат и извлекал из него редкоземельные металлы.

Экспертная комиссия, созданная при главе администрации Красно-уфимского района, заключила, что в случае строительства завода создастся опасность попадания радиоактивных и химических веществ в реку Зюрзя и далее в реку Уфу, «что делает неприемлемым и строительство технологического комплекса, и складов хранения радиоактивных материалов». Ожидается, что в процессе обогащения руды радиационный фон увеличится в несколько десятков раз. Но невзирая на все доводы, от идеи строительства завода власти не отказались.
Жители Красноуфимска уже не раз выходили на улицы города с плакатами, призывая спасти родную экологию. Активисты даже собирались блокировать федеральную автотрассу и железную дорогу, проходящие через Красноуфимск. В 2003 году более десяти тысяч жителей района подписались под заявлением против строительства монацитового завода.

Областное правительство выделило на «обеспечение безопасности складов» краснуфимского монацита 31 миллион рублей. Однако, как стало известно Ольге Подосеновой, деньги пойдут на создание лаборатории, которая будет фиксировать уровень загрязнений, а вовсе не на переоборудование прохудившихся помещений.

23 апреля на конференции «Экологические проблемы и радиационная безопасность Красноуфимского района» соберутся делегаты от инициативных групп общественности, депутаты, представители местной власти общественных экологических организаций, а также ученые и специалисты. Именно там будет принято официальное решение о референдуме на тему: нужен ли городу завод, перерабатывающий монацитовый концентрат. Если местный избирком все же зарегистрирует инициативу, красноуфимцы смогут высказать свое мнение на первом в истории Свердловской области референдуме, который, как ожидается, пройдет осенью.

Комментарии

Анатолий Михеев, директор ГУ «Уралмонацит»:

— Сейчас о строительстве завода речи не идет. Два года назад этот проект действительно обсуждался, но сейчас на его реализацию пока нет средств, и не разработан даже рабочий проект комплекса по переработке монацитового концентрата, к тому же возник массовый протест жителей Красноуфимска. Однако, если мы все-таки построим завод, то это будет современное предприятие, созданное с учетом всех требований XXI века, а значит, абсолютно безопасное. Во всяком случае, намного безопаснее полуразвалившихся деревянных складов монацита.

Надежда Астраханцева, главный врач центральной районной больницы:

— Мы анализировали ситуацию в деревнях Алексеевского куста, в котором находятся склады. Роста числа онкологических заболеваний и смертей от онкологии мы там не зафиксировали. Впрочем, возможно, в наши исследования вкралась статистическая ошибка, потому что населения в этих населенных пунктах немного. Как заявляли специалисты Минатома, которые приезжали в Красноуфимский район, период полураспада тория очень длительный и не может влиять на здоровье людей, однако я думаю, что склады все-таки небезопасны.


Другие материалы по теме: