Предоставление доступа в Интернет: ситуация на рынке

Аналитический бюллетень «VIP-консультант» рассматривает ситуацию, складывающуюся на развивающемся рынке предоставления услуг доступа в сеть Интернет посредством выделенной линии.

История сети Интернет в России насчитывает порядка 15 лет. Первый относительно массовый доступ с молодую еще сеть был организован в Екатеринбурге в начале 90-х годов прошлого века. Пионерами в области провайдинга в уральском регионе стали фирмы «УралРелком» и «Корус ИСП». Уже в середине 90-х годов в Екатеринбурге появился сформировавшийся рынок услуг доступа в сеть. Крупные корпоративные клиенты имели возможность оплачивать доступ по выделенным линиям, абсолютное большинство частных пользователей и небольших фирм до последнего времени использовало модемное соединение. Развитие массового розничного рынка предоставления доступа Интернет посредством выделенной линии стало возможным только после 2000 года, когда технические усовершенствования позволили сделать подобное соединение доступным по цене для рядового пользователя сети. Но, несмотря на то, что рынок существует уже четвертый год, наблюдатели отмечают, что качество предоставляемых услуг и особенно сервис, предоставляемый основными провайдерами города, не отвечают требованиям, предъявляемым рынком. Причиной этого, по мнению экспертов, является отсутствие конкуренции и моральная неготовность провайдеров услуг доступа в Интернет работать на розничном рынке.

Специфика рынка

Фактически все провайдерские организации, действующие на территории Екатеринбурга, являются только перепродавцами доступа в Интернет. Все они подключены к «большому» Интернет через каналы «Ростелекома» («ИнТ») или «ТрансТелекома» («УМС»), являющихся федеральными монополистами услуг доступа в сеть. Но масштабы деятельности этих корпораций федерального масштаба таковы, что им не выгодно работать с розничными клиентами, и они предоставляют местным провайдерам возможность перепродавать.

Впрочем, различия «первичных» и «вторичных» провайдеров не отражаются на качестве предоставляемых ими услуг. Но между магистральными каналами связи, соединяющим города, страны и континенты, которые принадлежат крупным операторам связи, и конечным потребителем лежит печально знаменитая «последняя миля» (термин, используемый для определения канала, через который сеть абонента подключается к сети провайдера передачи данных). Именно она является тем фактором, который определяет качество соединения, получаемого пользователем, и, следовательно, именно она, чаще всего, является причиной проблем, возникающих с подключением к Интернет.

Как уже было сказано выше, до последнего времени основным способом преодоления «последней мили» для массового пользователя было модемное соединение (Dial-Up). Этот способ был крайне удобен для службы продаж провайдера, так как последнему надо было только поставить необходимое оборудование на АТС и обеспечить пользователя возможностью заплатить деньги за подключение (с помощью счета или карты доступа в Интернет). Такой способ соединения практически не требовал от провайдера оказания сервисных услуг, что, по всей видимости, и сформировало стратегию отношений с клиентами, существующую в большинстве компаний, предоставляющих услуги доступа в сеть по сей день.

Второй способ решения проблемы подключения к сети Интернет используется, в основном, крупными корпоративными заказчиками, большинство из которых уже установило для себя качественные каналы связи и оборудование, не считаясь со стоимостью подключения. Чаще всего такие заказчики устанавливают медные многопарные соединения или высокоскоростные оптоволоконные или радиорелейные линии в сочетании со «старыми» провайдерами. Интернет такие заказчики, как правило, используют в качестве дополнения к традиционной телефонии.

Средние заказчики, как правило, готовы заплатить за подключение суммы в размере 1-3 тысяч условных единиц. Они не слишком требовательны к качеству и типу подключения, но сбои связи более двух-трех часов могут вызвать у них законное желание перейти к другому поставщику услуг. В этой сфере достаточно активно используются технологии xDSL, radio-ethernet и оптоволоконные подключения. Техническая возможность подключения к Интернет за такую сумму может быть найдена практически по любой технологии и зависит скорее от городской конъюнктуры. В настоящее время рынок насыщен предложениями от поставщиков услуг такого рода. Но данная категория заказчиков довольно малочисленна, а соответствующий сегмент рынка услуг доступа в Интернет уже сформирован и достаточно стабилен.

С начала 2000-х годов в существующих локальных сетях безусловно доминирует технология еthernet, которая вполне пригодна для передачи магистрального IP-трафика. Эта технология представляет собой новый шаг в преодолении «последней мили», рассчитанный, в первую очередь, на самую многочисленную категорию потребителей – «Домашний пользователь и малый офис» (в англоязычной традиции называемый также SOHO: small office – home office), которая в России и во всем мире является наиболее перспективной и быстро развивающейся.

Именно подключение по технологии ethernet известно в качестве «обычной» выделенной линии. Его отличительными чертами являются низкая стоимость (подключение за 100-200 условных единиц, трафик – от 6 до 3 рублей за мегабайт) и относительно невысокая надежность и пропускная способность.

Альтернативой ей могут выступать иные варианты решения проблемы «последней мили» для домашнего пользователя и малого офиса. Сюда относятся отечественные разработки типа «Гранч», экзотические соединения по силовой сети, HomePNA по сети радиовещания, различные варианты радио, кабельное телевидение, лазеры и многое другое. В этом ряду самым перспективным остаётся соединение xDSL, развитие которого тормозит высокая стоимость оборудования: «домашний» пользователь (как и малый офис) не готов сейчас платить суммы в размерах 300-500 у. е. за подключение к сети.

Провайдеры Екатеринбурга

В настоящее время в городе Екатеринбурге действует более 30 провайдеров и около 10 «домашних» сетей, готовых предоставить доступ к сети Интернет. Всех провайдеров Екатеринбурга условно можно разделить на три группы.

Первую из них составляет так называемая «промышленная» группа. В нее входят несколько провайдеров, которые оказывают услуги легально и практически на всей территории города. К ним относятся «Инсис», «Интернет-телеком» (ITC), «КабInet», «Конвекс», «Медиальт», «Олимпус», «Skynet On-Line». Эти организации пользуются технологиями, поставленными на поток, применяют отработанные управленческие схемы и достаточно активно рекламируют свои услуги. В результате им удается привлечь относительно большое число пользователей и обеспечить для своего бизнеса высокий потенциал роста. В качестве транспортной инфраструктуры эти фирмы используют ADSL Уралтелекома (СЦК) либо собственные оптоволоконные (или SDSL) коммуникации. Как правило, эти компании предоставляют услуги доступа в сеть клиентам первого и второго типов (то есть крупными и средним корпоративным клиентам).

Вторую группу провайдеров составляют легальные компании, ориентированные на предоставление собственно розничных услуг массовой категории клиентов, прежде всего – посредством технологии ethernet в точках своего присутствия. Они либо приобретают трафик у провайдеров первой категории, либо сами являются дочерними или структурными подразделениями последних. К этой категории относятся такие провайдеры, как «Инфотек», «Лес-Транзит», «Тиком», а также почти все традиционные провайдеры: «Адап-текс», «Лацерта», «Корус», «Сайт», «Уралсмарт», «Экстрим».

Эти сети обычно предоставляют относительно высокое качество подключения по умеренным ценам. Однако перспективы их развития, как правило, ограничены территориально. При этом в Екатеринбурге остаются большие районы, где серьезных сетей просто нет: например, Химмаш, Вторчермет.

К третьей, «любительской» группе относятся сети, не имеющие развитой инфраструктуры и необходимых разрешений, с небольшим количеством абонентов – менее 200. Несмотря на многочисленность этой группы, перспективы входящих в нее компаний крайне неоднозначны. Обеспечиваемый этими провайдерами уровень сервиса очень сильно зависит от конкретной компании и в большинстве случаев непредсказуем, что в некоторой степени компенсируется небольшой стоимостью услуг. Большинство этих провайдеров находится на полулегальном положении и практически не рекламирует свои услуги.

Проблемы

По некоторым оценкам Екатеринбург занимает 3-4 место в стране по уровню оказания телекоммуникационных услуг. При этом остаётся огромный потенциал развития рынка именно на уровне «домашнего» пользователя или малых организаций. Достаточно низкая стоимость подключения по технологии ethernet (на уровне 3-4 тысяч рублей) делает Интернет доступным для большинства потенциальных клиентов. Но здесь возникают определённые проблемы, требующие своего разрешения.

Как показывает практика и опыт пользователей Екатеринбурга, большинство провайдеров города оказывается не в состоянии предоставить среднему пользователю, готовому платить за Интернет 500-3000 рублей в месяц, качественные услуги доступа связи на уровне, принятом в других секторах розничного рынка. Поскольку для традиционных провайдеров «домашние сети» являются дополнительным способом увеличения прибыли, то такая деятельность носит побочный характер, что прослеживается и в отношении к пользователю. Проявляется данное отношение, прежде всего, в том, что провайдеры города предоставляют абоненту не услугу доступа в сеть с соответствующими гарантиями качества соединения, немедленного исправления поломок и определенным уровнем сервиса, а просто «продают трафик», то есть возможность скачать определённое количество информации, что освобождает их от ответственности за возможные перебои связи и поломки на линии. При этом дополнительные услуги в виде адресов электронной почты, мест для размещения собственной интернет-страницы и т. п. служат скорее источником дополнительной прибыли, чем способом конкурентной борьбы.

Другим негативным фактором на рынке интернет-услуг является тот факт, что в целях удешевления подключений при прокладке сетей провайдерами может использоваться дешёвое и устаревшее оборудование. Кроме того, проблема состоит в экономии на «защите от вандалов», то есть элементарных стальных ящиках и коробах, закрывающих оборудование. В результате достаточно крупных аварий, причиной которых могут быть сильные летние грозы, или в результате действий вандалов-любителей, готовых поживиться цветными металлами, возможны значительные перерывы в работе сети, вплоть до месяца или даже более. В результате ремонт затягивается на большие сроки, поскольку используемое оборудование оказывается давно снятым с производства.

При этом в договоре на абонентское обслуживание провайдеры снимают с себя ответственность за возникновение подобных ситуаций. Хотя использование простого и недорогого грозозащитного и «антивандального» оборудования позволяет свести количество аварий к минимуму.

Выводы

Причиной такого отношения к клиенту является фактическое отсутствие конкуренции на рынке услуг доступа к сети Интернет, которое связано с незаполненностью рынка, с тем, что потребность в подключении не перекрывается предложением. Каждый провайдер действует в «своём» районе города, где альтернативы ему практически нет. Кроме того, само по себе подключение стоит достаточную сумму для того, чтобы провайдер мог надеяться на то, что его клиент не решит воспользоваться услугами конкурента и не проведет себе второе подключение.

Таким образом, не смотря на то, что в городе реально присутствует несколько десятков провайдеров, каждый из них является монополистом в своей зоне влияния и проводит соответствующую ценовую и маркетинговую политику, практически не уделяя внимания развитию сервисов, улучшению качества предоставляемых услуг, работе с клиентами.

В то же время, наблюдатели полагают, что такая ситуация не может сохраняться на рынке долгое время. Сети основных провайдеров быстро развиваются, постепенно перекрывая друг друга, что приводит к появлению конкуренции. В центральной части города, где её первые очаги уже возникли, провайдеры вынуждены идти на определенные шаги по привлечению клиентов. Пока эти действия ограничиваются достаточно примитивными методами ценовой конкуренции: компании начинают предлагать абонентам различные способы снижения тарифов, такие как использование прокси-сервера, общие снижения цен на трафик и на подключение. Но наблюдатели полагают, что, если развитие рынка будет идти теми же темпами, то уже в ближайшее время они будут вынуждены перейти к конкуренции неценовой, прежде всего – к улучшению качества предоставляемых услуг, в том числе – связи, соединения, сервиса. Это потребует от провайдеров значительных вложений в модернизацию и защиту сетей, улучшение качества сервиса, (в том числе – введения круглосуточной службы технической поддержки), обучение персонала, реализацию грамотной маркетинговой и рекламной политики, то есть, в конечном счете – поворота навстречу клиенту, естественного для любого вида розничного бизнеса.

Компании, которые не станут следовать требованиям рынка, а будут и дальше позволять себе использовать устаревшее оборудование и оставлять своих клиентов на несколько недель без доступа в сеть по «техническим причинам», будут вынуждены покинуть рынок.


Другие материалы по теме: