Рынок алкогольной продукции: борьба с фальсификатом

На протяжении последних месяцев на рынке алкогольной продукции Свердловской области было отмечено увеличение объемов контрафактной продукции. Аналитический бюллетень «VIP-консультант» рассматривает причины данного явления и методы борьбы с ним.

Одной из основных тенденций развития рынка алкогольной продукции в 2003-2004 годах стало очередное увеличение объемов поступающей на рынок контрафактной продукции. По данным проверок УБЭП ГУВД Свердловской области, осуществившего в этом году серию профилактических мероприятий «Алкоголь-2004», рост количества контрафакта на рынке Свердловской области за последние два года увеличился в несколько раз.

Схожую картину дают и материалы проверок, проведенных в первом квартале текущего года Госторгинспекцией по Свердловской области, в результате которой на 14 предприятиях оптовой торговли забраковано и снято с продажи 5,3 тысячи декалитров алкогольной продукции на сумму 2,5 миллиона рублей.

Та же картина наблюдается и в целом по России: согласно данным ГУБЭП МВД РФ, в 2003 году против производителей контрафактной алкогольной продукции было возбуждено 1924 уголовных дела, что более чем в два раза превышает показатели 2002 года.

Причины

Аналитики рынка отмечают, что изготовители контрафактной продукции следуют за основными тенденциями развития рынка. Так, в девяностые годы прошлого века наибольшим спросом пользовалась алкогольная продукция нижней ценовой категории, прежде всего – дешевая водка. Невысокая покупательная способность большинства россиян привели к тому, что массовый потребитель практически не обращал внимания на качество и марку потребляемого алкоголя. В это время основным конкурентным преимуществом на рынке стала низкая стоимость продукции. Именно тогда значительную долю уральского рынка алкоголя удерживали производители с Северного Кавказа, которые были освобождены властями своих регионов от уплаты ряда налогов, а потому оказались способны предложить более дешевый продукт.

На возникший спрос на дешевый алкоголь невысокого качества теневой рынок ответил производством контрафактной продукции, относящейся именно к этому ценовому сегменту: «черный» рынок был заполнен дешевым суррогатом либо вообще без этикеток, либо под достаточно условными торговыми марками. До половины рынка алкоголя составляла контрафактная продукция. Отсутствие необходимости платить налоги и акцизные сборы, а также возможность не следить за качеством сырья и производимой продукции позволяли теневым производителям алкоголя предлагать водку на порядок более дешевую, чем предлагали легальные производители.

В то же время наблюдатели отмечают, что в девяностые годы рынок контрафакта был относительно честным: продавец по демпинговой цене предлагал покупателю водку заведомо низкого качества, и последний, в конечном счете, был сам ответственен за свой выбор. Тем более, что реальная альтернатива наличествовала: потребитель всегда мог приобрести алкоголь у легальных производителей, которые гарантировали качество своей продукции.

В конечном итоге, с ростом благосостояния значительной массы россиян, произошедшим в последние годы, все большее число граждан нашей страны выбирало гарантии качества, которые предлагали легальные производители. В последние годы главным критерием покупки для большинства потребителей стала не цена, а качество алкоголя. Соответственно, потребительские интересы сдвинулись из нижней ценовой категории в среднюю, что вызвало резкое падение спроса на контрафактную продукцию заведомо низкого качества. На рынке выросло значение торговой марки и завода-производителя алкоголя, которые стали своеобразной гарантией качества продукции.

На изменение потребительских предпочтений теневой рынок отреагировал изменением тактики производства контрафактной продукции. Все меньшее значение стало иметь производство заведомо дешевой водки низкого качества – основной поток подобной продукции стал ориентироваться на депрессивные территории и малообеспеченные слои населения. В то же время на рынок во все увеличивающемся объеме стали поступать подделки под известные торговые марки. Именно на подделки сейчас приходится основная часть контрафактной продукции, изымаемой в Свердловской области.

По мнению сотрудников ГУБЭП, рост объемов производства подделок объясняется, в первую очередь, тем, что производить заведомо контрафактную водку, как это было в 90-е, сейчас экономически значительно менее выгодно, так как изготовление «обычного» суррогата и подделки под известную марку сопоставимы по стоимости, в то время как последняя продается по цене легального продукта, обеспечивая вчетверо более высокую норму прибыли.

Подделки

Что касается объектов подделок, то, по информации заместителя начальника управления по борьбе с экономическими преступлениями Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям (ГУБЭП ФСЭНП) МВД России Сергея Красюкова, среди них преобладают крепкоалкогольные напитки средней ценовой категории известных федеральных марок. Прежде всего, это водки крупных федеральных брендов и недорогие коньяки.

По словам Сергея Красюкова, дорогие водки (от 300 рублей) и коньяки (от 800 рублей) подделывают крайне редко, поскольку, во-первых, они лучше защищены, а во-вторых, крупные партии поддельных напитков сложны в реализации. Также практически не интересны «подпольщикам» ни виски, ни ром, ни джин, поскольку импортные напитки массовым потребителем не востребованы. Любопытно, что фактически нет и пивных подделок. «Специфика приготовления пива такова, что его подделывать экономически невыгодно, – объяснил Сергей Красюков. – К тому же процент содержания алкоголя в нем низкий». По его словам, не пытаются изготавливать и «левые» джин-тоник, ром-колу и прочие баночные «коктейли».

В значительной мере от подделок ограждена и продукция региональных производителей: создавать подделку местного бренда менее выгодно, нежели раскрученного федерального. У этого есть несколько причин: во-первых, региональный бренд, как правило, распространяется на достаточно ограниченной территории, что не выгодно производителям «теневой продукции», рассчитывающим на максимально большой рынок сбыта, во-вторых, возрастают накладные расходы на производство новых видов бутылок, этикеток, маркировочной продукции, что также не выгодно производителям контрафакта. В-третьих, подобную подделку достаточно сложно продать, так как региональные производители, как правило, достаточно известны и реализуют свою продукцию через собственные сети.

Что касается источников контрафакта, то большая часть подделок алкогольной продукции по-прежнему ввозится в Свердловскую область из других регионов России. Так, по данным Агентства по развитию продовольственного рынка Свердловской области, за 2003 год забраковано 370 партий алкогольной продукции объемом около 1,5 миллиона тонн, поступившей из регионов РФ на территорию Свердловской области. По данным того же агентства, основными поставщиками контрафакта на территорию области остаются республики Северного Кавказа (Кабардино-Балкария, Северная Осетия и ряд других), а также Санкт-Петербург и Ленинградская область.

Меры борьбы

Рост объемов производства контрафактной продукции вызывает ответные меры со стороны правоохранительных органов, государственных и общественных организаций, осуществляющих контроль над рынком алкогольной продукции, производителей легального алкоголя, а также самих граждан, становящихся жертвами суррогата.

Так, по данным УМНС РФ по Свердловской области, за январь – март 2004 года только налоговыми органами Свердловской области самостоятельно и совместно с сотрудниками МВД и другими контролирующими органами изъято по причине незаконного оборота 133,6 декалитра, что в 4 раза больше, чем за аналогичный период 2003 года. Только сумма штрафов за изъятый алкоголь превысила 1,3 миллиона рублей, что в 1,4 раза больше, чем в прошлом году.

В результате проведения оперативно-профилактических мероприятий «Алкоголь-2004» УБЭП ГУВД Свердловской области выявлено более 40 преступлений, связанных с незаконным оборотом алкогольной продукции, выявлено 79 тонн спиртосодержащей и алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте. Уничтожено 5 подпольных незаконных цехов по производству суррогата.

Рост объемов незаконно выпускаемого алкоголя, в том числе – производимого с применением денатурата и технических спиртов, вынудил контролирующие органы идти на более действенные шаги по предотвращению изготовления и распространения суррогатов. В частности, 3 отдел Главного управления по борьбе с экономическими преступлениями (ГУБЭП) МВД РФ выступил с предложением в обязательном порядке добавлять во все технические спирты резкопахнущие и окрашивающие химические добавки.

Агентством по развитию продовольственного рынка Свердловской области за 2003 год забраковано около 1,5 миллиона тонн алкогольной продукции, поступающей из регионов РФ на территорию области.

Госторгинспекция по Свердловской области только за I квартал 2004 года выявила и пресекла 288 нарушений правил продажи алкогольной продукции, забраковала и сняла с продажи 7669,6 декалитра алкогольной продукции на сумму 5137,4 тысячи рублей.

Со своей стороны, определенные меры предпринимают и производители алкогольной продукции. Ими разрабатываются методы защиты собственной продукции от подделок, включающие разработку бутылок, этикеток и крышек уникальной формы, а также специальных знаков, исключающих возможности подделки.

Вклад потребителя

Однако большинство экспертов сходятся во мнении, что наиболее надежным механизмом контроля на алкогольном рынке является грамотный потребитель, определяющий собственную стратегию выбора алкоголя. Одной из главных составляющих этой стратегии становится исполнение достаточно простых правил рыночного поведения в ситуации возможного столкновения с контрафактом: приобретение алкоголя проверенных сортов и брендов, не числящихся в списке часто подделываемых (например, относящихся к высокой ценовой категории, имеющих высокие степени защиты, принадлежащих региональным производителям), приобретение алкоголя в местах, исключающих или затрудняющих сбыт суррогата (специализированные магазины, официальные дистрибьюторы или собственные торговые пункты заводов-производителей).

Кроме того, эксперты отмечают, что среди потребителей получает все более широкое распространение понимание того факта, что качество продукта зависит не только от его торговой марки (так как, в конечном счете, значительная часть алкогольных напитков средней ценовой категории изготавливается в соответствии с едиными ГОСТами на достаточно однотипном оборудовании), но и от производителя. Известный производитель сам по себе является гарантом качества производимой продукции, в то время как даже продукт известной марки, произведенный на неизвестном (и, возможно, не существующем) заводе, может оказаться контрафактом, и, хуже того, суррогатом.

Эксперты отмечают, что в современной ситуации засилья суррогата, замаскированного под высококачественную сортовую продукцию, подобные стратегии получают все большее распространение среди потребителей, и, вполне возможно, именно они смогут стать самым надежным заслоном на пути контрафакта.


Другие материалы по теме: