«Вечерний Екатеринбург» и Юлия Песоцкая рассказывают, что «РГППУ: вуз всероссийского масштаба»

29 апреля 2004 (09:37)

В настоящее время РГППУ предлагает широкий спектр специальностей в различных областях профессиональной деятельности: педагогической, экономической, производственной, социальной, юридической и др. Но основная, так сказать, визитная карточка вуза — всё же специальность высшего профессионально-педагогического образования «Профессиональное обучение (по отраслям)», в соответствии с которой выпускники получали квалификацию «инженер-педагог», а в настоящее время — «педагог профессионального обучения». Ценность профессионально-педагогического образования, получаемого выпускниками этой специальности, заключается в его уникальности, состоящей в том, что знания в области естественных, социально-экономических, технических наук органично сочетаются с глубокой психолого-педагогической, а также с инженерной и производственной подготовкой.

Существует стереотип: вуз считается состоявшимся, когда он переступает 70-летний рубеж. Но при условии динамичного развития учебное заведение может занять достаточно высокое положение в вузовской «табели о рангах» даже в юном возрасте. Одно из ярких тому подтверждений — Российский государственный профессионально-педагогический университет, которому 25 мая исполняется 25 лет. К четвертьвековому юбилею он подошёл с солидным багажом опыта и знаний: 16 тысяч выпускников, масса учебных программ и государственных стандартов образования. О том, как руководству РГППУ удалось достичь нынешнего положения, мы беседуем с проректором по научной работе и внешним связям, действительным членом Академии профессионального образования, профессором, доктором педагогических наук Владимиром Фёдоровым.

- Владимир Анатольевич, четверть века — возраст для вуза. С какими достижениями вы подошли к этой дате?

- Наш вуз был открыт 1 сентября 1979 года в соответствии со специальным постановлением Совета Министров СССР и уже в 1987 году решением совместной коллегии Минвуза и Госпрофобра СССР Свердловский профессионально-педагогический институт (СИПИ) был определён как ведущий по проблемам инженерно-педагогического образования. Кроме того, в этом же году приказом Минвуза СССР на базе СИПИ было создано Учебно-методическое объединение по инженерно-педагогическим специальностям. В декабре 1993 года решением коллегии Госкомвуза и Минобразования России, приказом министра образования России СИПИ преобразован в Уральский государственный профессионально-педагогический университет (УГППУ), а Учебно-методическое объединение реорганизовано в Учебно-методическое объединение высших и средних учебных заведений Российской Федерации по профессионально-педагогическому образованию. К этому времени вуз систематически входит в пятёрку лучших педагогических вузов России. В нём открываются новые факультеты, специальности, в том числе гуманитарного профиля. Но и это ещё не предел в развитии нашего университета: в 2001 году вуз повышает свой статус. В соответствии с приказом Минобразования России УГППУ переименован в Российский государственный профессионально-педагогический университет (РГППУ), а Учебно-методическое объединение — в Учебно-методическое объединение по профессионально-педагогическому образованию (УМО по ППО). Сегодня у нас открыто 7 филиалов (один из них — в Ереване), около двух десятков представительств университета в области и за её пределами, которые успешно реализуют профессиональные образовательные программы по разным специальностям.

Ещё одно из главных наших достижений — деятельность научно-творческих коллективов, которые специализируются в 11 областях знаний. Причём 6 из этих научных школ уже признаны на федеральном уровне и известны за рубежом. О том, насколько востребованы наши научные кадры, красноречиво говорит финансирование проектов. Например, в марте текущего года специалисты получили на конкурсах 11 грантов — это очень высокий показатель.

— Все эти успехи, безусловно, свидетельствуют о том, что сегодня РГППУ — хорошо известная марка. А какими были первые шаги на пути к признанию?

- Вуз был основан на базе индустриально-педагогического техникума. Примерно к 1990 году закончился период его становления. К этому времени из стен нашего учебного заведения вышли 5 тысяч студентов, сегодня их число достигает 17 тысяч. За прошедшие годы нам удалось значительно повысить качество профессионально-педагогического состава. Когда вуз только открылся, у нас в штате было лишь четыре доктора наук, сейчас их — 58. К тому же теперь мы готовим аспирантов и кандидатов наук по 22 научным специальностям. С 1991 года у нас открылась докторантура по 6 специальностям, чем могут похвастаться не все крупные вузы Екатеринбурга.

На первых порах в вузе была только ступень высшего профессионального образования, сейчас в нашей структуре работает колледж, действует система начального и среднего профессионального образования. Кроме того, при учебном заведении открыт факультет повышения квалификации и переподготовки кадров. То есть за 25 лет нам удалось создать так называемый университетский комплекс, где реализуется преемственность в непрерывном обучении кадров. Чтобы расширить свои познания и повысить профессиональный уровень, каждый может выбрать свою траекторию на этой образовательной вертикали.

- Как насчёт обострившейся сегодня проблемы с рабочими кадрами на производствах? Связано ли это с нехваткой педагогов, которые могли бы готовить именно рабочих?

- Безусловно, подготовка рабочих сегодня является очень важной проблемой для страны. Проблема развития профессионально-педагогического образования в этом контексте становится чрезвычайно актуальной. Мы осуществляем подготовку педагогов профессионального обучения по 19 отраслевым разновидностям специальности «Профессиональное обучение», по которым уже утверждены государственные образовательные стандарты. Особенность нашей подготовки заключается в том, что мы готовим педагога профессионального обучения, основная цель профессиональной деятельности которого заключается в подготовке обучаемых по рабочей профессии в соответствии с квалификационным разрядом для определенной отрасли: например, машиностроение, агропромышленный комплекс и т. д.

- Владимир Анатольевич, вы заговорили об особенностях подготовки студентов. Какие ещё изюминки учебного процесса в РГППУ вы можете назвать?

— Одна из наших главных особенностей состоит в том, что учебно-воспитательный процесс строится как постоянно развивающаяся, динамичная, следующая новым направлениям в педагогической и отраслевой науках и постоянно развивающемся производстве система, обеспечивающая развитие самоуправления, самообразования, самообучения и воспитания каждого участника этого процесса.

Кроме того, в процессе обучения в вузе студенты осваивают: рабочие профессии, и как результат — по окончании обучения наш выпускник приобретает как минимум две рабочие профессии. Это изюминка подготовки педагога профессионального обучения, присущая только профессионально-педагогическому образованию.

- Эффективное объединение науки и образования в таком широком масштабе, как сделали это вы, — тоже в определенном роде уникальный синтез. С чего началось сотрудничество РГППУ с Российской академией образования?

— Ещё в 1998 году мы, чтобы повысить свой научный уровень, нацелились на Российскую академию образования, которая призвана разрабатывать научные основы развития образования, его функционирования, обеспечения качества. Вскоре решением президиума РАО на нашей базе был образован Уральский государственный научно-образовательный центр (УГНОЦ) РАН. Мы взяли на себя полномочия координатора этой деятельности в регионе и объединили усилия учёных, которые занимаются исследованием проблем педагогики и образования 10 субъектов Федерации: Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Свердловская, Пермская, Тюменская и другие области, а также Удмуртия и Башкортостан. Очень долго обсуждались, группировались проблемы, и в конце концов разработали первую программу, которая так и называлась — «Образование в Уральском регионе: научные основы развития и новации».

Через два года президиум РАО приехал в Екатеринбург, чтобы посмотреть, как мы работаем. На выездном заседании нашу работу оценили очень высоко. После чего и было принято решение на базе УГНОЦ открыть Уральское отделение РАО. То есть у нас появился совсем другой статус: территориальных отделений РАО в России всего 5. Дальше мы уже стали развиваться, открыли сеть научно-образовательных центров в каждом субъекте Федерации и в каждой области. Почти половина разработанных нашими специалистами программ включены в план важнейших исследований РАО, который координируется в Москве. Это, безусловно, говорит о значимости исследований, идущих не на местном уровне, а важных для всего государства.

- Кроме того, насколько я знаю, с вашим участием уже разработаны государственные образовательные стандарты второго поколения и сейчас идёт их совершенствование. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

- Этот стандарт затрагивает ставшую для нас ведущей тему - качество подготовки специалистов. Мы стремимся добиться, чтобы качество образования не только удовлетворяло студента, который должен по выходе из вуза чувствовать себя защищенным на рынке труда, но и соответствовало запросам работодателя, являющегося, по сути, заказчиком наших специалистов. Стараемся ответить на вопрос: чему учить студентов? То есть каким должно быть содержание образования? И кто должен его определять?

И здесь возникает проблема: до 1990 года государство оплачивало и заказывало содержание образования, а после развала Союза 90 процентов предприятий перешли в новую форму собственности. Сегодня примерно три четверти занятого населения работают на негосударственных предприятиях. По сути дела, они и должны определять, чему учить, Но подход пока сохраняется старый: государство остается заказчиком специалистов, работодатель же — в стороне.

Решить же проблему можно через социальное партнёрство: когда работодатель заказывает содержание образования, а преподаватель вуза доводит его до студентов. К сожалению, пока это не получается.

- Владимир Анатольевич, в названии вашего университета фигурирует слово «российский». Как вам удалось получить этот статус?

- Наверное, это стало самым главным подарком к 25-летию РГППУ. Как вы понимаете, одного желания получить подобный статус мало. Такое решение принимает Правительство РФ. Есть своя совокупность критериев и показателей, которым, вуз, желающий стать российским, должен соответствовать. Мы решили попробовать: заполнили необходимые документы и отправили их в Москву. После рассмотрения комиссия приняла соответствующее решение: присвоить нашему вузу статус российского университета, что подтверждено приказом Минобразования России. Так мы стали 13-м вузом в России с таким статусом. А на Урале и в Сибири мы вообще единственные.


Другие материалы по теме: