«Финансовые Известия»: Банки не продаются. На фондовом рынке

15 марта 2004 (07:15)

Российский фондовый рынок практически целиком состоит из акций добывающих предприятий нашей страны. Повышенным устойчивым спросом пользуются бумаги нефтяных компаний, «Газпрома» да РАО «ЕЭС». В этот список «голубых фишек» затесалась только одна «чуждая» для недропользователей акция - Сбербанка России. Между тем вопрос, будет ли финансовый сектор нашей страны когда-нибудь интересен портфельным инвесторам, далеко не праздный, так как многим банкам при вступлении в ВТО может понадобиться дополнительная капитализация. Но аналитики полагают, что для этого в России должно поменяться практически все.

Банковский бизнес - один из самых прибыльных в России. Традиционно Сбербанк называется вторым по размеру плательщиком налогов в бюджет - вслед за «Газпромом». Акции крупнейшего банка являются одними из самых номинально дорогих на российском рынке и, пожалуй, самыми стабильно растущими. Но Сбербанк - исключение из общего правила, так как больше на фондовом рынке сейчас не торгуют ни одной банковской акцией. Хотя фондовый рынок в России в начале 90-х годов начинался именно с акций финансового сектора - достаточно вспомнить лозунг «Купи себе немного ОЛБИ» или котировки акций банка «МЕНАТЕП».

Есть ли будущее у рынка банковских акций?

Российский банковский сектор в настоящий момент охвачен волной слияний и поглощений. А если бизнес кто-то готов купить или продать, то, следовательно, он имеет цену. Но вычислить эту цену практически нереально из-за отсутствия индикаторов. Если капитализацию нефтяной компании можно просчитать по котировкам акций, то в банковском бизнесе все денежные расчеты проводятся «на глазок».

Казалось бы, в стране работает несколько рейтинговых агентств - как западных. так и отечественных. Но могут ли помочь в оценке бизнеса банка рейтинги? «Хороших рейтингов банков нет, - говорит начальник сектора анализа эмитентов Промышленно-строительного банка Екатерина Матвеева. - Поскольку все составители рейтингов не имеют возможности корректировать базовую отчетность на такие риски, как политика банка, «подрисовка» балансов, кто собственники и с какими структурами связан банк». То есть получается, что информация, которую можно почерпнуть из рейтинга, может быть правдива лишь наполовину. А такая неформализуемая в цифрах информация, как, например, список основных клиентов кредитной организации, может оказывать на банк куда большее влияние, чем размер его активов. «Поэтому в настоящее время толком нет сектора банковских акций. И в обозримом будущем он вряд ли появится», - отмечает Матвеева.

Хотя не все аналитики с таким мнением согласны. «Деятельность банков, в отличие от предприятий, в значительной степени регулируется (и контролируется) государством, что позволяет связывать котировки акций практически со всеми решениями правительства и Центробанка в банковской сфере, - считает Ростислав Мусиенко, аналитик инвестиционной компании «БрокерКредитСервис». - Следствием повышенного контроля за деятельностью банков является высокая степень прозрачности их бизнеса (относительно предприятий прочих секторов рынка)». Правда, есть аналитики, полагающие, что прозрачность банковского бизнеса - не более чем миф.

С чем банк выходит на биржу.

Обычно российские промышленные (а иногда и торговые) компании, прежде чем приступить к выпуску акций на открытый рынок, сначала размещают облигации, потом - еврооблигации и только после этого начинают «основную часть программы». Скорее всего это связано с тем, что компания, имеющая необходимость в новых средствах, сначала может выбрать наиболее простой и дешевый путь для этого. А самый простой путь сегодня - это привлечь деньги через выпуск облигационного рублевого займа. Например, для выпуска еврооблигаций требуется большая открытость компании, чем для выпуска облигаций, а для выпуска акций - еще большая открытость. Когда компания готова к необходимой для выпуска акций прозрачности своей структуры и решает, что ей это необходимо, то она предпринимает такой шаг.

Вопрос в том, насколько оправдан для банка такой же путь. Следует ли кредитной организации перед выводом своих акций на биржу разместить для начала рублевый облигационный заем на той же бирже, чтобы инвесторы хотя бы пригляделись к банку? И необходимо ли затем размещать на Западе еврозаем?

«Такой путь можно также рассматривать как обретение опыта работы банка с инвесторами, - считает аналитик инвестиционной группы «Русские инвесторы» Надия Алиуллова. - Можно предположить, что следование такой стратегии сыграет на пользу банку и увеличит объем привлекаемых средств при размещении акций. Но в то же время стратегия «облигации - еврозаем - акции» не представляется нам обязательной».

Какой минимальный собственный капитал должен быть у банка, планирующего первичное размещение (IPO) своих акций, чтобы обращение этих акций было достаточно ликвидным, то есть чтобы, попросту говоря, они пользовались спросом? В таких странах, как Польша, Турция, Венгрия, а также Южная Корея, капитал банков, выходящих на рынок, составляет от $300-500 млн. до $3-8 млрд. «Наверно, можно ориентироваться на эти цифры, - говорит Алиуллова. - Хотя величина собственного капитала не является единственным показателем, в зависимости от которого можно прогнозировать ликвидность».

Формально банк может соблюдать все правила этикета при выходе на рынок, но акции его не будут пользоваться спросом. Почему такое может быть? Потому что банк - не нефтяная компания, его бизнес строится во многом на доверии к нему клиентов и на технологии управления деньгами. И если нефть из земли никуда не денется, то банк можно разрушить негативными слухами. Поэтому-то пока в России не будет хотя бы десяти лет непрерывной финансовой стабильности, к банковским акциям будут относиться с подозрением

Об этом сообщают «Финансовые Известия».


Другие материалы по теме: