«Уральский рабочий» и Любовь Минина описывают, как выглядит «Плотина на пути утечки мозгов»

7 мая 2004 (09:34)

Еще два года назад Президент Владимир Путин определил переход к инновационному развитию страны как основную цель государственной политики в области развития науки и технологий. Примерно тогда же в Екатеринбурге прошел большой совет, собравший представителей науки и промышленности со всего Уральского федерального округа.

Были намечены грандиозные планы, но пока движение по этому пути не принесло желаемых результатов. Вместе с тем без внедрения новых технологий мы все так же будем строить свою политику на максимальном использовании природных ресурсов. Недавно с высоких трибун было заявлено, что это путь в никуда и необходим иной вектор движения.

Решая поставленную задачу, в УГТУ-УПИ создали отвечающую потребностям дня структуру — Институт инноватики и менеджмента. Предлагаем вашему вниманию беседу с его научным руководителем, заслуженным деятелем науки РФ, доктором технических наук Всеволодом Кортовым.

— Всеволод Семенович, в последнее время слова «инновация, инновационная деятельность» стали все чаще звучать в прессе. Особенно после того, как Президент поставил задачу удвоения ВВП в довольно короткий промежуток временя. Надо полагать, что желаемое начинает переходить в практическую плоскость?

— А иного пути просто нет. В своем докладе на заседании Правительства РФ «О стимулировании инновационной деятельности и внедрения в производство наукоемких технологий» министр образования и науки А. Фурсенко отметил, что складывающиеся темпы роста российской экономики не обеспечивают удвоения внутреннего валового продукта в ближайшие десять лет. Кроме того, доля России в мировом объеме торговли гражданской наукоемкой продукцией оценивается в 0,3—0,5 процента (для сравнения: доля Китая — 6 процентов, Германии — 17, США — 36 процентов).

И это в то время, когда в нашей стране работает огромная армия ученых, а за нашими молодыми программистами, физиками, химиками, биологами буквально охотятся компании всего мира. Конечно, есть объективные причины такой ситуации: развал основных отраслей промышленности в 90-е годы, очень низкий объем бюджетных ассигнований на развитие науки. Так, например, доля расходов на науку в ВВП составила в прошлом году всего 0,31 процента, в то время как в развитых странах этот показатель равен 2—3 процентам.

— Каким же вы видите выход из этой ситуации?

— Он назван Президентом страны — нужен прежде всего прорыв в развитии промышленности, который обеспечит переход от производства и экспорта продукции низкой степени передела к выпуску наукоемкой, конкурентоспособной на мировом рынке. А. Фурсенко на совещании, в котором мне довелось участвовать, как и представителям еще ряда вузов, назвал первоочередные задачи на этом пути. Это модернизация промышленности на основе инноваций, создание национальной инновационной системы, включая инфраструктуру, обеспечивающую эффективное применение знаний. Это также сохранение и расширение областей, в которых российская наука занимает лидирующее положение в мире.

— Что все-таки подразумевается под словом «инновация»?

— Общепринятое определение этого понятия, к сожалению, отсутствует. Для нас, работников научно-технической сферы, инновация — это прежде всего новая продукция, созданная в результате фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ, которая востребована рынком. К ней относятся новые материалы, созданные только что, или усовершенствованные машины, приборы, технологии производства и управления. В этом ряду также принципиально новые или значительно усовершенствованные услуги. Как правило, с использованием нового оборудования или технологий, существенно повышающих качество обслуживания.

— Почему востребованный временем институт появился в рамках УГГУ-УПИ?

— Он возник ведь не на пустом месте. Начиная с девяностых годов Наш университет активно включился в выполнение межвузовских научно-исследовательских инновационных программ Минобразования России и стал головным в регионе. В числе других пяти вузов страны стал участником эксперимента Минобразования России по созданию новой специальности «Управление инновациями».

— Какие основные задачи поставлены перед новым институтом?

— На настоящий момент их три. Первая — обеспечить эффективное внедрение в производство разработанной в УГГУ-УПИ и других вузах города наукоемкой продукции. Это будет вкладом вузовской науки в модернизацию нашей промышленности.

Вторая задача связана с подготовкой кадров для инновационной деятельности. Она решается по нескольким направлениям. Я уже говорил об открытии новой специальности «Управление инновациями». Через четыре года мы выпустим первых специалистов с базовым образованием.

Однако четыре года —- слишком большой срок для нашего динамичного времени. Поэтому на базе института уже осенью этого года начнется масштабная переподготовка кадров и повышение квалификации руководителей высшего и среднего звена в области инновационной деятельности. Вначале это будут руководители нашего университета, затем мы планируем организовать переподготовку для руководителей предприятий, работников администрации области и муниципалитетов. Уже разработан ряд образовательных модулей.

Третья задача — участие в федеральных и региональных программах. Национальная инновационная система строится на базе региональных. Создание такой системы, кстати, весьма важно для Уральского региона. Институт готов выступить в качестве организатора ее вузовского сегмента.

По заданию Минобразования России в УГГУ-УПИ создается региональный центр высшей школы по координации инновационной деятельности. Я полагаю, что мы найдем поддержку наших коллег из других вузов и обеспечим равноправное сотрудничество в этом важном деле.


Другие материалы по теме: