«Областная газета» и Анатолий Иванов считают, что «Птицефабрику тянет к земле...»

25 мая 2004 (11:24)

Весенние полевые работы, посевная кампания, заготовка кормов и другие исконные заботы селян становятся ныне заботами и тружеников предприятий промышленного птицеводства. Разговор об этом с директором одного из ведущих предприятий отрасли — ОГУП «Птицефабрика «Среднеуральская», заслуженным работником сельского хозяйства РФ С. К. Эйрияном.

– Сергей Константинович, в апреле минувшего года Среднеуральская птицефабрика отметила 30-летие. В определенной степени на ее примере можно говорить об истории промышленного птицеводства на Урале. Давайте повспоминаем...

– Вообще-то я предпочитаю язык цифр, а не эмоций... Ну, что ж, повспоминаем. Среднеуральская птицефабрика была построена как предприятие, специализированное на производство бройлеров. В период зарождения промышленного птицеводства стояла первоочередная задача — построить как можно больше птицефабрик, скорее дать потребителям как можно больше продукции — мяса и яиц. Так диктовали КПСС, государство, такую задачу ставил основатель отрасли промышленного птицеводства на Урале, легендарный директор тогдашнего треста «Птицепром» М. П. Ялухин.

– С тех пор изменилось многое...

– Конечно. Не буду сейчас говорить о трудностях периода перестройки, дефолте, диспаритете цен. Главное — уральские птицефабрики, в том числе Среднеуральская, успели накопить опыт, вырастить подготовленные кадры, заложить свои традиции.

После выхода на мировой рынок нашей птицеводческой продукции развитие пошло путем интенсификации производства. Если раньше мы на фабрике в одном птицеводческом корпусе получали 60 тысяч штук яиц, то сегодня получаем 1 миллион и более. Если раньше мяса бройлеров получали 35—38 тонн, то сегодня на такой же площади получаем 95 тонн. Раньше бройлеров держали на фабрике до 70—80 дней, сегодня они набирают нужный вес за 38 дней. Сейчас ставим задачу довести этот срок до 35 дней.

– По каким технологиям работаете?

– Отвечу одним словом: по мировым. Сегодня мы открыты для общения с коллегами из Венгрии и Чехии, Германии и Франции, Голландии и Финляндии - перечень можно и продолжить. И на основе комплекса наиболее прогрессивных направлений в мировом птицеводстве, касающихся содержания, кормления птицы, механизации всех процессов, энергосбережении и на базе собственных традиций мы выработали свою технологию — среднеуральскую. Кстати, свои «фирменные» технологии имеют и другие птицефабрики области — Рефтинская, Свердловская, Кировградская и другие.

– Пожалуйста, подробнее о вашей технологии.

– Вспомню, что мы первыми в России, хотя и живем в городе энергетиков Среднеуральске, внедрили на фабрике газовое отопление, что на две трети сократило расходы на электроэнергию и тепло. Многие потом наш опыт повторили.

Другая особенность нашей технологии — применение самого современного оборудования: немецкого, американского, голландского, израильского.

– Не раз приходилось слышать, что Среднеуральская птицефабрика начинает осваивать пустующие земли некоторых хозяйств области...

– Если бы мне о таком сказали лет десять назад, я счел бы это неудачной шуткой: с городского-то асфальта да на деревенские проселки? А сегодня это — реальность, более того — необходимость. Созданы отделения птицефабрики в Артемовском районе, в селе Грязновском под Богдановичем. Пытаемся поднять на ноги существующие там, но захиревшие хозяйства, а иной раз, по существу, их реанимировать.

Артемовский район выбран не случайно: там сохранились традиции птицеводства, есть люди, обладающие нужными навыками. В Артемовском районе мы планируем освоить около 9000 гектаров земель, более 1000 — в Режевском районе.

– И какова же цель этого, так сказать, «исхода» промышленных птицеводов на сельские земли?

– Новое, как известно, хорошо забытое старое. В свое время в Каменском районе существовала агрофирма. Она занималась птицеводством, а параллельно – производством зерна, торговлей овощами. Мы планируем возродить такой опыт, создать свою агрофирму.

В чем видится необходимость ее создания? Сегодня заниматься производством с узкой специализацией, что называется, себе дороже. Рынок у нас весьма далек от цивилизованного уровня (про себя я называю его просто — «Базар»). Птицеводам ставит, причем в одностороннем порядке, совершенно неприемлемые условия кто угодно: торговля, производители комбикормов, зерносеятели, перекупщики зерна. Вот мы и решили справляться своими силами, своим коллективом — так сказать, под одним флагом.

– А те немалые тысячи гектаров, о которых вы упоминали, — они осваиваются, главным образом, ради кормов для птицеводства?

– Не главным образом, а именно только ради кормов. Ведь что такое стоимость бройлера? Это — энергозатраты и затраты на зерно как входящий элемент. Стоимость зерна достигает 60 — 70% от стоимости готовой продукции. Так что если хочешь, чтобы бройлеры были конкурентоспособными, позаботься о дешевом зерне.

Смотрим дальше. Только зерносеянием заниматься нельзя — земле нужен севооборот, травосеяние. А за травой, сеном цепочка тянется к крупному рогатому скоту, молочному производству.

– Вернемся, однако, к птицеводству. Среднеуральскую птицефабрику традиционно называют среди лидеров отрасли, отмечая при этом высокий уровень качества переработки мяса птицы...

– Мне приходилось видеть продукцию коллег из Ленинградской области. Скажу сразу: у нас (я имею в виду не только Среднеуральскую, но и другие наши птицефабрики) качество переработки лучше, ассортимент богаче.

В переработке мы прошли на фабрике несколько этапов — от простой разделки бройлеров на части до производства колбас, рулетов, копченостей. Сейчас у нас наступила «эпоха» полуфабрикатов — таких продуктов, на приготовление из которых горячих блюд хозяйка тратит считанные минуты: котлет, пельменей, голубцов и многого другого.

Между прочим, вы приехали кстати — на фабрике открывается специальный цех полуфабрикатов. «Новорожденный» рождался со многими трудностями, но все удалось преодолеть, и завтра — открытие. Продукция цеха будет конкурентоспособной, востребованной покупателями и выгодной для птицефабрики в реализации.

– Последний вопрос, Сергей Константинович. Освоение горожанами-птицеводами сельских земель будет иметь, вероятно, определенный социальный резонанс?

– Разумеется. Наша работа, помимо всего прочего, будет способствовать трудозанятости местного населения. Вот вам пример. Есть в Артемовском районе село Шогриш. Там — прекрасная школа, детский сад, нет проблем с электроэнергией, рядом асфальтированная дорога. А работы нет. Птицефабрика сможет предоставить рабочие места — было бы желание трудиться.


Другие материалы по теме: