«Уральский рабочий» и Сергей Степанченко описывают, как идут дела «В тихом омуте законов»

26 мая 2004 (09:07)

Вчерашнее заседание областной Думы было на редкость бесконфликтным и по этой причине для журналистов малоинтересным.. На первый взгляд. Потому что в тиши коридоров Белого дома с благословения парламентариев бесшумно вершатся довольно громкие дела.

Взять, к примеру, такой, казалось бы, «неполитический» вопрос, как закон «О государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Свердловской области».

С тем, что беречь памятники старины необходимо, кто поспорит? И даже те, кто ратует сегодня за приватизацию архитектурных шедевров, аргументируют свою позицию неподдельной заботой о сохранении наследия предков. Первой с сенсационным заявлением о намерении продать частникам дворцы Питера выступила губернатор Валентина Матвиенко. «Ни государство, ни муниципалитеты не в состоянии содержать памятники архитектуры!» — вторит ей мэр столицы Юрий Лужков.

А между тем, как свидетельствуют данные независимых журналистских расследований, зачастую бесценные старинные здания, попав в частные руки, просто разрушаются: новым хозяевам проще частично или даже полностью перестроить дом, чем вести дорогостоящие реставрационные работы. Лукавое российское законодательство, увы, позволяет это делать.

В Свердловской области как всегда пошли другим путем: у нас решили в дополнение к федеральному принять еще и областной закон об охране памятников. Казалось бы, куда лучше: можно сказать, две степени защиты! Однако на деле может получиться обратный эффект.
— Я считаю, что этот закон определенным образом подготавливает передел собственности, -говорит депутат областной Думы Сергей Архипов. — Помимо государственного реестра, включающего памятники федерального, областного и муниципального значения, будет создан еще один реестр. В нем значительно расширен круг объектов, которые могут считаться памятниками, то есть можно любой архитектурный объект как внести в этот реестр, так и вывести в любое время. Например,

включить в него цирк — памятник архитектуры. Затем сменить собственника, и через три-пять лет вместо цирка мы увидим, скажем, шикарный автосалон.

Причем, согласно законопроекту, в реестре не будут значиться объекты, которые находятся на учете в областном мингосимуществе, равно как и федеральные памятники. Следовательно, закон будет касаться только тех объектов, которые сегодня в муниципальной собственности.

Попытки областной власти распоряжаться землей, зданиями, сооружениями, решать вопросы строительства, находившиеся всегда в ведении местных властей, предпринимаются не впервые. В свое время в Думе шли горячие споры по поводу закона о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, в частности, вокруг решения вопроса о том, кто будет осуществлять архитектурно-строительный надзор.

Не одно десятилетие выстраивалась эта система в муниципалитетах: собственно, кому, как не местным властям, ведать безопасностью строительства? Однако большинство депутатов вчера все же проголосовали за то, чтобы эту функцию у местной власти отнять, передав субъекту Федерации. Депутаты предполагают, что заниматься этим будут, скорее всего, «полномочные представители» на местах — управляющие округами и их сотрудники. В конце концов, должны же быть у этих номинально существующих структур хоть какие-то реальные функции!

Кстати об управляющих. Пожалуй, обсуждение изменений в областной Устав, касающихся состава правительства, было вчера наиболее шумным. Несмотря на то, что страсти по этому поводу кипят уже второй год, они не остыли, даже когда решение уже фактически было принято: законопроект, первоначально одобренный областной Думой в трех чтениях, но отклоненный затем верхней палатой, был вчера похоронен окончательно и бесповоротно.

— Этот документ исключал из состава правительства управляющих округами, главу администрации губернатора и управделами правительства, — комментирует депутат Облдумы Борис Чойнзонов, — таким образом, происходило сокращение численности правительства на 8 человек. Я думаю, данное положение в полной мере отражает сегодняшнюю тенденцию, и мы в Свердловской области практически на год опережали федеральную повестку.

Однако само правительство придерживается другой точки зрения. И хотя управляющие округами не наделены никакими государственными полномочиями, являются по сути лишь координаторами да участвуют в избирательных кампаниях, абсолютно не отвечая за оперативно-хозяйственную деятельность и не распоряжаясь бюджетными средствами (кроме средств на свое содержание), — они все же вошли в состав правительства.

Что это несет всем нам, рядовым жителям области?

Вряд ли высокий статус повысит ответственность тех, кто ни за что не отвечает. А вот зарплата члена правительства, по словам Б. Чойнзонова, составляет около 70 тысяч рублей.

Шесть управляющих. Да человек двадцать — у каждого в аппарате. Вот и считайте, какое это приобретение для казны. За миллион в месяц выкатывается. Это вам даже не храм, против приема которого на бюджетное содержание выступали многие депутаты. Управляющие нам куда дороже.


Другие материалы по теме: