«Уральский рабочий» и Семен Чирков утверждают, что «Быть больным - удовольствие дорогое»

26 мая 2004 (09:05)

Каждый понимает, что бесплатная медицина сегодня — фактически миф, и зачастую страховой полис является только пропуском в больницу и поликлинику, отнюдь не гарантируя безвозмездного лечения.

Дело в том, что вся достаточно громоздкая система здравоохранения, сформировавшаяся в советские времена, с трудом функционирует в рыночных условиях. От этого довольно часто не выполняются два основных принципа медицины: лечить не болезнь, а больного (что подразумевает комплексность всех процедур, а не просто снятие симптомов недуга лекарствами), и оказывать помощь больному независимо от его социального положения.

Дабы поправить сложившееся положение, правительство решило провести реформу. И это само по себе неплохо, однако следует выяснить, какой она должна быть, чтобы обеспечивать интересы разных групп населения, в первую очередь наименее защищенных граждан.

— Пока же получить бесплатную медицинскую помощь, согласно статье 41 Конституции Российской Федерации, может только здоровый, юридически подкованный человек, да и то со скандалом, — заявил на вчерашней пресс-конференции, состоявшейся в ТАСС-УРАЛ, начальник финансирования социальных мероприятий фонда «Территория» Максим Стародубцев. -Обычно заболевший готов выложить свои кровные, лишь бы вылечиться. Причем нередко он переплачивает за лишние процедуры и лекарства, которые ему были выписаны, что называется, «в нагрузку».

Минэкономразвития внесло в правительство проект новой редакции Закона «Об обязательном медицинском страховании» (ОМС). По мнению первого замминистра Михаила Дмитриева, новая редакция закона позволит напитать финансами действующую систему страхования. Дефицит финансирования ОМС в целом по России в разные годы составлял от 30 до 50 процентов, а в отдельных регионах достигал и 75 процентов. Минэкономразвития предлагает производить финансирование ОМС из целого ряда источников. В том числе предусмотрено выделение средств на обязательное медицинское страхование из федерального бюджета в объеме 10—15 миллиардов рублей. Новый закон вводит с 2005 года налоговые льготы для работодателей, которые приобретают для своих работников полисы ОМС. Предполагается также, что Пенсионный фонд России не будет в будущем заниматься финансированием ОМС, а станет выполнять только функции единого регистратора всех застрахованных граждан.

Все это, на первый взгляд, хорошо, но есть опасение, что государство просто готовит почву для того, чтобы сбросить с себя еще ряд обязательств: сократить бюджетную сферу, расширить частный сектор медицинских услуг, передать регионам ответственность за предоставление услуг неработающему населению.

Для незащищенных социальных групп, особенно для неработающего населения, реформа здравоохранения в таком виде не только не полезна, но и несет серьезную опасность. Можно предположить, что их ожидает сокращение пакета медицинских услуг, возможно снижение и без того не очень высокого качества медпомощи.

Новую редакцию закона об обязательном медицинском страховании планировалось принять уже этой осенью, однако из-за разногласий между министерствами этого не произойдет. Сегодня закон направлен на доработку и будет веден в действие не ранее 1 января 2005 года с переходным периодом в течение трех лет.


Другие материалы по теме: