«Уральский рабочий» и Андрей Морозов говорят, что «Сдали нормы ВТО»

26 мая 2004 (09:03)

Пока только объединенной Европе. И явно не случайно, что это совпало по времени с моментом, когда российское правительство возглавил Михаил Фрадков, который на посту представителя России при Евросоюзе много потрудился над сближением нашей страны и Европейского сообщества. Но обо всем по порядку.

Почем входной билет

Недаром в народе говорят, что выйти замуж не напасть, как бы за мужем не пропасть. Применительно к вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО) это прежде всего значимость тех уступок, на кои пришлось согласиться вступающей стране.

«Это не наша победа, это сбалансированные договоренности», — заявил подписавший протокол со стороны России глава Минэкономразвития Герман Греф. С чем согласился и председатель Еврокомиссии Роман Проди, признавший, что «обе стороны уступили». Президент же Владимир Путин, сказав, что «ЕС пошел навстречу России, подписав протокол ВТО», пообещал ответный жест: теперь и Россия «будет ускорять движение к ратификации Киотского протокола». Напомним, что последний документ, регулирующий уровень выброса парниковых газов в атмосферу, разработан Евросоюзом и не действует без подписания его Россией.

Ну, а теперь об уступках, о которых говорят обе стороны.

Для европейцев основным было добиться взятия нами обязательств по «энергопакету». Но в результате интенсивных переговоров Россия здесь приняла на себя только два обязательства: «цена газа на внутреннем рынке будет полностью покрывать все издержки газодобывающих компаний, включая и инвестиционную составляющую (что, впрочем, происходит и сейчас); экспортные пошлины на энергоносители будут не выше нынешнего уровня» (с чем в общем-то согласны и в «Газпроме»).

В чем действительно России пришлось уступить, так это по самолетам и автомобилям. Импортные тарифы на них будут серьезно снижены. А к 2007 году будет отменена монополия «Ростелекома» на дальнюю связь, за счет доходов от которой субсидируется телефонизация сельской местности. (Что, впрочем, через несколько лет будет и не нужно «Ростелекому», так как субсидии пойдут от всех операторов дальней связи через фонд «универсальной услуги».)

Хоть ряд западных экспертов и заявляют, в частости директор «Citygroup Россия» Никлас Сандстем, что нашей страной на переговорах «в целом ринят курс на либерализацию финансового сектора», но это не совсем так. Мы так и не дали разрешения открывать в России филиалы западных банов, и им придется создавать дочерние предприятия. К тому же Россия настаивает, что совокупный иностранный капитал в банковской сфере России не должен превышать 50%.

Ну, а сейчас о том, что осталось, так сказать, за кадром, но имеет существенный характер как для нашей страны в целом, так и для Свердловской области, в частности.

Неприятность эту мы переживем?

Что бы ни говорили, естественно, пострадает сельское хозяйство. Хоть Европа и обещает свою помощь в отстаивании Россией позиции по поддержке в течение длительного времени своего сельского хозяйства на переговорах с другими странами. Впрочем, сельхозпроизводители всех стран — участников ВТО - страдают также.

Еще один пострадавший — Аэрофлот, который сейчас получает ежегодно почти по 300 млн. долларов от западных авиаперевозчиков за транссибирские перелеты, в кулуарах, не под протокол, признает, что для них эта потеря не критична. По словам замгендиректора Аэрофлота Льва Кошлякова, «отдельное соглашение по авиаперевозкам, не входящее в пакет договоренностей по ВТО, Россия и ЕС собираются подписать в 2005 г. В частности, там будет решен вопрос о доступе наших шумных самолетов в Европу».

И самая большая неприятность для нас — это, конечно, уравнивание России с такими странами, как Ливия или Марокко на основании провозглашенной Евросоюзом концепции «Широкая Европа — новые соседи». И использование против России ранее достигнутых договоренностей, например, по четырем единым пространствам: общеэкономическом, правосудия, внешней безопасности, науки и образования. Явно не случайно накануне достижения договоренностей между Россией и Евросоюзом Европейский суд обвинил нашу страну в нарушении Европейской конвенции о защите ,прав и свобод человека в деле Гусинского. В Москву прибыла представитель Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) Сабина Лойткойзер Шварренбергер — специально для выяснения ситуации по «делу ЮКОСа»...

То есть Европа за экономическую интеграцию с ней будет требовать от нас политических уступок. В чем, конечно, мало приятного для нас. Тем паче в свете тех непопулярных реформ, кои предстоит осуществить во второй президентский срок Владимиру Путину. И если Запад будет увлекаться в давлении подобного рода, то сие отзовется у нас вспышкой национализма.

ВТОричные последствия для Урала

Разумеется, как все это аукнется для уральской промышленности, тема отдельного разговора. Но даже первоначальные попытки, кои делались раньше по осмыслению данного процесса, показали, что областная экономика не готова к работе в условиях открытого рынка. И с той поры воз, как говорится, и ныне там.

А так как от теоретизирования предстоит перейти к практическим шагам по адаптации свердловских предприятий к ВТО, то прежде всего несколько слов о «кормилице» областного бюджета — металлургии. Ей придется столкнуться с тем, что на российскую металлургическую продукцию, к примеру, начнут требовать экологический сертификат международного образца. То бишь доказательств, что продукция произведена без экологического ущерба для окружающей природы.

Уже сейчас в срочном порядке необходимо менять схему управления областной промышленностью. И в первую очередь отказываться от отраслевых министерств. А то у нас до сих пор в правительстве множество первых и просто вице-премьеров, хотя на российском уровне их менее двух.

И все-таки не хотелось бы заканчивать на минорной ноте, а сослаться на слова Президента Владимира Путина, который даже шанс для России поучаствовать в ВТО оценил очень высоко.


Другие материалы по теме: