Валерий Язев: Изъятие природной ренты – инструмент управления ТЭК
На вопросы аналитического бюллетеня «VIP-консультант» отвечает депутат Государственной Думы РФ, председатель думского комитета по энергетике, транспорту и связи, председатель Межрегионального координационного совета партии «Единая Россия» по Уральскому федеральному округу Валерий Язев.
– Валерий Афонасьевич, в новом составе Государственной Думы Вы возглавляете Комитет по энергетике, транспорту и связи. Какие задачи стоят перед комитетом? Какие законопроекты им разрабатываются?
– Справедливости ради надо отметить, что сейчас в комитете в законодательном плане некое затишье. Окончание работы Думы третьего созыва проходило под флагом реформирования естественных монополий: РАО «ЕЭС», Российской железной дороги. Соответствующие законы, а также закон «О связи», в настоящее время приняты, и по этим законопроектам включен механизм «думского контроля». В рамках данного механизма 21 апреля перед комитетом отчитывались министр промышленности и энергетики Виктор Христенко, председатель правления РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс, заместитель министра экономического развития Андрей Шаронов.
В июне представители МПС будут отчитываться перед комитетом по ходу реформирования ОАО «РЖД», а 23 июня министр информационных технологий и связи Леонид Рейман отчитается о планах и состоянии дел по связи на расширенном заседании комитета.
27 мая под моим председательством прошло заседание экспертного совета Российского газового общества, на котором основные игроки газового рынка России сформулировали свои рекомендации Правительству РФ по законодательному решению важнейших проблем отрасли. Кроме того, 7 июня в Государственной Думе РФ состоялись парламентские слушания на тему «О состоянии и перспективах развития газового комплекса России». В настоящее время существует необходимость срочно принять концепцию формирования рынка газа. А это подразумевает разработку целого пакета законов. Сегодня на рассмотрении комитета находится 67 законопроектов, из них 33 будут приняты в течение весенней сессии. К наиболее важным относятся проект Международного реестра судов России, закон «О портах», закон о 30-километровой зоне атомных станций, целый пакет законов по регулированию естественных монополий в части доступа к трубопроводным системам, морским терминалам, закон об автоперевозках, ратификация договора к Энергетической хартии.
В I квартале 2004 года прошло 7 заседаний комитета, в ходе которых было рассмотрено 25 законопроектов, 12 законопроектов подготовлено комитетом к первому чтению, кроме того, несколько законопроектов подготовлено ко второму чтению. Значительную часть работы комитета составляет переписка. В частности, через наш комитет решаются проблемы по снабжению газом республики Беларусь; естественно, мы решаем и проблемы с газоснабжением российских регионов. В сфере международного сотрудничества продолжается энергодиалог Россия – ЕЭС, в обеспечении которого нашему комитету принадлежит ведущая роль. 3 марта 2004 года я был избран координатором депутатской группы по связям с парламентом ФРГ, в которую вошло 113 депутатов. 23 марта я был приглашен руководством германского энергетического клуба в Берлин, где выступил с докладом на тему «Поставки энергоносителей из России и обеспечение энергобезопасности Европы». Кроме того, в ходе переговоров с руководителем германо-российской группы Бундестага Гериотом Эрлером и его заместителем Куртом Грилем мне удалось достичь договоренности о визите группы депутатов Бундестага в Москву и в один из российских городов, которым стал Екатеринбург.
– Как Вы относитесь к проектам введения ренты на недропользование и сверхдоходы от использования природных ресурсов, могут ли они быть реализованы, и если да, то в каком виде?
– Что такое природная рента? Это те сверхдоходы, которые получают пользователи недр со своей хозяйственной деятельности. Существуют различные оценки объемов этих сверхдоходов. В частности, по нефтяному комплексу они составляют порядка 7 миллиардов долларов США в год. Вот эти доходы и следует перераспределить.
Как государство может и должно управлять этим перераспределением? Прежде всего, через лицензирование недропользования, налогообложение, регулирование цен и тарифов на услуги, экспортные пошлины. Вообще говоря, у нас в России используется весь спектр этих механизмов. И поскольку утверждается и обоснованно утверждается, что нефтяники получают сверхдоходы, то с 1 января 2005 года вводится новация по экспортной пошлине, которая, при высоких ценах на нефть, дает дополнительно к сегодняшним доходам государственного бюджета еще порядка 3 миллиардов долларов. Мне кажется очень вульгарным тезис Глазьева и прочих, что эти деньги следует взять и разделить на всех поровну. Изъятие природной ренты – это инструмент государственного управления ТЭК, потому что именно в рамках ТЭК в основном формируется природная рента. И этот инструмент предполагает гибкое использование. Если, например, необходимо увеличить внутреннее потребление нефтепродуктов, то следует увеличить экспортные пошлины, провоцируя понижение экспорта. Если нужно увеличивать нефтепереработку внутри России, тогда государство должно повышать цены на нефтепродукты. В этих условиях будет выгодно добывать нефти как можно больше, перерабатывать ее в России и после этого отправлять в розничную продажу. Управление изъятием природной ренты – весьма тонкий инструмент государственного регулирования, и я считаю, что он еще очень далек от совершенства, хотя в принципе ряд методов наработан.
Кроме того, актуален вопрос о дифференциации ренты на недропользование. К сожалению, даже новации, вводимые с 1 января 2005 года, предполагают сохранение единой шкалы налогообложения на добычу полезных ископаемых (НДПИ), не учитывающей горно-геологические, природно-климатические условия, выработанность и обводненность месторождения и прочее. Между тем, введение дифференцированного изъятия природной ренты абсолютно необходимо, потому что даже те сверхдоходы нефтяников, о которых я уже говорил, распределены неравномерно: у одних нефтедобывающих компаний очень высокая рентабельность, а у других она близка к нулю. Дело в том, что различные нефтедобывающие компании находятся в очень разных условиях недропользования: у кого-то выработанное и обводненное месторождение «Самотлор», а у кого-то свеженькие месторождения, только введенные в эксплуатацию, с высоким пластом давления.
– Какова ситуация на газовом рынке Свердловской области? Можно ли говорить о монополизации рынка? Возможно ли появление на этом рынке здоровой конкуренции?
– Здоровая конкуренция необходима везде. На газовом рынке конкуренция может разворачиваться в разных плоскостях. Во-первых, можно говорить о конкуренции поставщиков. На мой взгляд, для обеспечения энергетической безопасности региона необходима диверсификация поставщиков. В Свердловской области, к сожалению, поставщик газа один – компания «Итера» – и это опасно. Если в результате каких-либо катаклизмов эта компания останется без газа, то без газа останется и весь регион.
Кроме того, развитие конкуренции между поставщиками ведет к понижению цены на газ, отчего выигрывает, прежде всего, потребитель. В настоящее время есть все предпосылки для улучшения этой ситуации: в качестве альтернативных поставщиков газа в область готовы выступить компании «НОВАТЭК», «Сибур» и, возможно, ТНК. Здесь конкуренция нужна и, я думаю, неизбежна: не пройдет и года-двух, как здесь будет несколько поставщиков природного газа.
С другой стороны, можно говорить о конкуренции между владельцами газораспределительной структуры, то есть сетями низкого давления – облгазом, межрайгазами. В настоящее время отдельные участки этих сетей принадлежат разным владельцам: «Ренове», «Газпрому», другим инвесторам. Это тоже плохо с разных точек зрения. Дело в том, что каждая газораспределительная организация утверждает торговые наценки, надбавки в Москве. В результате получается, что в соседних городах газ будет поставляться по разным ценам. Кроме того, когда у распределительной сети много собственников, отсутствует мотивация к инвестициям в развитие сети. Поэтому лучше консолидировать сети низкого давления в руках одной-двух серьезных финансовых структур.
Что касается сетей высокого давления (магистральных газопроводов), то они уже монополизированы Газпромом, и здесь ситуация более стабильная, особенно для Свердловской области, которая находится в начале всех транспортных коридоров и по определению не может испытывать недостатка в транспортных мощностях.
– Сейчас многие крупные промышленные предприятия Свердловской области осуществляют проекты по прямому подключению к газовой трубе, минуя Межрегионгаз. Как можно оценить подобную политику? К каким последствиям это может привести для оставшихся потребителей газа, прежде всего – населения?
– Прямое подключение к газовой трубе крупных предприятий – процесс абсолютно неизбежный и соответствующий логике корпоративных интересов. Предприятия, имея в виду максимизацию своей прибыли, стремятся уменьшить затраты на транспортировку газа и избавиться от необходимости «отдуваться» за неисправных плательщиков из числа бюджетных организаций и муниципального жилого фонда. Эксперименты подобного рода уже успешно проведены в Туле и Липецке, в этом году примеру этих предприятий последует НТМК.
В этой ситуации существует риск, что маржа соответствующих межрайгазов падет на население, что поставит муниципальные образования, в которых расположены эти предприятия, на грань выживания. Поэтому, на мой взгляд, ситуация требует государственного вмешательства. И на парламентских слушаниях по состоянию газовой отрасли, которые прошли 7 июня, были рассмотрены рекомендации о принятии юридических новелл, формулирующих государственную позицию по этому вопросу.
– Как председатель Межрегионального координационного совета партии «Единая Россия» по УрФО, как Вы оцениваете деятельность региональных отделений «Единой России» на протяжении последнего полугода? Какие задачи стоят перед партией в ближайшем будущем?
– До конца 2004 года в Свердловской области не намечается масштабных выборов, поэтому сейчас для региональной организации партии «Единая Россия» главными задачами являются партстроительство и налаживание работы фракции в Законодательном Собрании области. Свердловская область стоит на предпоследнем месте в УрФО по количеству членов партии, поделенному на количество избирателей. В области этот показатель составляет 0,5%: меньше только в Челябинской области (0,4%), в то время как в Курганской, Тюменской областях, ЯНАО, ХМАО этот показатель составляет в среднем около 1,5%.
29 мая я обсуждал создавшуюся ситуацию с председателем региональной организации «Единой России» Алексеем Воробьевым: он заверил меня, что меры к ее улучшению уже приняты, и к концу года он считает возможным увеличить число членов партии в области с 19 до 30 тысяч. Кроме того, если вы помните, я уже говорил о том, что правительство свердловской области должно стать партийным. Сегодня оно фактически таковым и является.
Что касается, соседних регионов, например, Челябинской области, то и там в этом году выполнение задач партийного строительства играет важную роль. В Челябинске мы недавно сменили секретаря политсовета регионального отделения, кроме того, предстоят выборы мэра города. На этот пост претендует несколько кандидатов, в том числе действующий мэр Вячеслав Тарасов, поэтому сегодня я веду консультации на тему определения позиции партийной организации. Дело в том, что рекомендации по поддержке кандидатов на должности мэров региональных центров – это прерогатива генерального совета партии, а я, в рамках своих полномочий, должен сформулировать для генерального совета свое видение ситуации.
– Известно, что под Вашим патронажем в этом году в Свердловской области будет проходить чемпионат мира по парусному спорту. Расскажите об этом подробнее. Чем для вас является яхтинг и парусный спорт: меценатством, хобби, частью жизни?
– 13 лет тому назад, когда ко мне пришли просить деньги на первую регату «Ява-Трофи», это было для меня меценатством. Потом, в какой-то мере, стало хобби. Сейчас это уже важная часть моей жизни, поскольку я посвящаю парусному спорту значительную часть и рабочего, и личного времени. Начиная этим заниматься, я ставил себе задачу поднять нашу регату на высший уровень. В настоящее время регата «Ява-Трофи» по мировому рейтингу парусных регат имеет первый грейд ISAF. Поэтому именно у нас пройдет самое важное соревнование в этом виде спорта – чемпионат мира. На сегодня регата «Ява-Трофи» по материальной части, по уровню организованности, по составу участников – в первой 20-ке мирового рейтинга, является одной из лучших регат в мире.
Впрочем, в настоящее время мы поддерживаем целый ряд связанных со спортом проектов. Эти проекты объединены в рамках компании «Ява-Спорт», куда, кроме чемпионата мира, входят команды, выступающие на первенствах России и области, проекты, связанные с проведением теннисных турниров «Ява-Опен». Кроме того, «Ява» спонсирует ряд спортивных детских домов и школ. Таким образом, в поддержке спорта мы достигли определенного уровня, и сейчас необходимо, сохраняя то, что было достигнуто, развиваться дальше. Поэтому я думаю переключиться на какой-либо новый проект аналогичного масштаба, а спортивные проекты передам сыну Андрею.
Беседовал Максим Сусоев.
– Валерий Афонасьевич, в новом составе Государственной Думы Вы возглавляете Комитет по энергетике, транспорту и связи. Какие задачи стоят перед комитетом? Какие законопроекты им разрабатываются?
– Справедливости ради надо отметить, что сейчас в комитете в законодательном плане некое затишье. Окончание работы Думы третьего созыва проходило под флагом реформирования естественных монополий: РАО «ЕЭС», Российской железной дороги. Соответствующие законы, а также закон «О связи», в настоящее время приняты, и по этим законопроектам включен механизм «думского контроля». В рамках данного механизма 21 апреля перед комитетом отчитывались министр промышленности и энергетики Виктор Христенко, председатель правления РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс, заместитель министра экономического развития Андрей Шаронов.
В июне представители МПС будут отчитываться перед комитетом по ходу реформирования ОАО «РЖД», а 23 июня министр информационных технологий и связи Леонид Рейман отчитается о планах и состоянии дел по связи на расширенном заседании комитета.
27 мая под моим председательством прошло заседание экспертного совета Российского газового общества, на котором основные игроки газового рынка России сформулировали свои рекомендации Правительству РФ по законодательному решению важнейших проблем отрасли. Кроме того, 7 июня в Государственной Думе РФ состоялись парламентские слушания на тему «О состоянии и перспективах развития газового комплекса России». В настоящее время существует необходимость срочно принять концепцию формирования рынка газа. А это подразумевает разработку целого пакета законов. Сегодня на рассмотрении комитета находится 67 законопроектов, из них 33 будут приняты в течение весенней сессии. К наиболее важным относятся проект Международного реестра судов России, закон «О портах», закон о 30-километровой зоне атомных станций, целый пакет законов по регулированию естественных монополий в части доступа к трубопроводным системам, морским терминалам, закон об автоперевозках, ратификация договора к Энергетической хартии.
В I квартале 2004 года прошло 7 заседаний комитета, в ходе которых было рассмотрено 25 законопроектов, 12 законопроектов подготовлено комитетом к первому чтению, кроме того, несколько законопроектов подготовлено ко второму чтению. Значительную часть работы комитета составляет переписка. В частности, через наш комитет решаются проблемы по снабжению газом республики Беларусь; естественно, мы решаем и проблемы с газоснабжением российских регионов. В сфере международного сотрудничества продолжается энергодиалог Россия – ЕЭС, в обеспечении которого нашему комитету принадлежит ведущая роль. 3 марта 2004 года я был избран координатором депутатской группы по связям с парламентом ФРГ, в которую вошло 113 депутатов. 23 марта я был приглашен руководством германского энергетического клуба в Берлин, где выступил с докладом на тему «Поставки энергоносителей из России и обеспечение энергобезопасности Европы». Кроме того, в ходе переговоров с руководителем германо-российской группы Бундестага Гериотом Эрлером и его заместителем Куртом Грилем мне удалось достичь договоренности о визите группы депутатов Бундестага в Москву и в один из российских городов, которым стал Екатеринбург.
– Как Вы относитесь к проектам введения ренты на недропользование и сверхдоходы от использования природных ресурсов, могут ли они быть реализованы, и если да, то в каком виде?
– Что такое природная рента? Это те сверхдоходы, которые получают пользователи недр со своей хозяйственной деятельности. Существуют различные оценки объемов этих сверхдоходов. В частности, по нефтяному комплексу они составляют порядка 7 миллиардов долларов США в год. Вот эти доходы и следует перераспределить.
Как государство может и должно управлять этим перераспределением? Прежде всего, через лицензирование недропользования, налогообложение, регулирование цен и тарифов на услуги, экспортные пошлины. Вообще говоря, у нас в России используется весь спектр этих механизмов. И поскольку утверждается и обоснованно утверждается, что нефтяники получают сверхдоходы, то с 1 января 2005 года вводится новация по экспортной пошлине, которая, при высоких ценах на нефть, дает дополнительно к сегодняшним доходам государственного бюджета еще порядка 3 миллиардов долларов. Мне кажется очень вульгарным тезис Глазьева и прочих, что эти деньги следует взять и разделить на всех поровну. Изъятие природной ренты – это инструмент государственного управления ТЭК, потому что именно в рамках ТЭК в основном формируется природная рента. И этот инструмент предполагает гибкое использование. Если, например, необходимо увеличить внутреннее потребление нефтепродуктов, то следует увеличить экспортные пошлины, провоцируя понижение экспорта. Если нужно увеличивать нефтепереработку внутри России, тогда государство должно повышать цены на нефтепродукты. В этих условиях будет выгодно добывать нефти как можно больше, перерабатывать ее в России и после этого отправлять в розничную продажу. Управление изъятием природной ренты – весьма тонкий инструмент государственного регулирования, и я считаю, что он еще очень далек от совершенства, хотя в принципе ряд методов наработан.
Кроме того, актуален вопрос о дифференциации ренты на недропользование. К сожалению, даже новации, вводимые с 1 января 2005 года, предполагают сохранение единой шкалы налогообложения на добычу полезных ископаемых (НДПИ), не учитывающей горно-геологические, природно-климатические условия, выработанность и обводненность месторождения и прочее. Между тем, введение дифференцированного изъятия природной ренты абсолютно необходимо, потому что даже те сверхдоходы нефтяников, о которых я уже говорил, распределены неравномерно: у одних нефтедобывающих компаний очень высокая рентабельность, а у других она близка к нулю. Дело в том, что различные нефтедобывающие компании находятся в очень разных условиях недропользования: у кого-то выработанное и обводненное месторождение «Самотлор», а у кого-то свеженькие месторождения, только введенные в эксплуатацию, с высоким пластом давления.
– Какова ситуация на газовом рынке Свердловской области? Можно ли говорить о монополизации рынка? Возможно ли появление на этом рынке здоровой конкуренции?
– Здоровая конкуренция необходима везде. На газовом рынке конкуренция может разворачиваться в разных плоскостях. Во-первых, можно говорить о конкуренции поставщиков. На мой взгляд, для обеспечения энергетической безопасности региона необходима диверсификация поставщиков. В Свердловской области, к сожалению, поставщик газа один – компания «Итера» – и это опасно. Если в результате каких-либо катаклизмов эта компания останется без газа, то без газа останется и весь регион.
Кроме того, развитие конкуренции между поставщиками ведет к понижению цены на газ, отчего выигрывает, прежде всего, потребитель. В настоящее время есть все предпосылки для улучшения этой ситуации: в качестве альтернативных поставщиков газа в область готовы выступить компании «НОВАТЭК», «Сибур» и, возможно, ТНК. Здесь конкуренция нужна и, я думаю, неизбежна: не пройдет и года-двух, как здесь будет несколько поставщиков природного газа.
С другой стороны, можно говорить о конкуренции между владельцами газораспределительной структуры, то есть сетями низкого давления – облгазом, межрайгазами. В настоящее время отдельные участки этих сетей принадлежат разным владельцам: «Ренове», «Газпрому», другим инвесторам. Это тоже плохо с разных точек зрения. Дело в том, что каждая газораспределительная организация утверждает торговые наценки, надбавки в Москве. В результате получается, что в соседних городах газ будет поставляться по разным ценам. Кроме того, когда у распределительной сети много собственников, отсутствует мотивация к инвестициям в развитие сети. Поэтому лучше консолидировать сети низкого давления в руках одной-двух серьезных финансовых структур.
Что касается сетей высокого давления (магистральных газопроводов), то они уже монополизированы Газпромом, и здесь ситуация более стабильная, особенно для Свердловской области, которая находится в начале всех транспортных коридоров и по определению не может испытывать недостатка в транспортных мощностях.
– Сейчас многие крупные промышленные предприятия Свердловской области осуществляют проекты по прямому подключению к газовой трубе, минуя Межрегионгаз. Как можно оценить подобную политику? К каким последствиям это может привести для оставшихся потребителей газа, прежде всего – населения?
– Прямое подключение к газовой трубе крупных предприятий – процесс абсолютно неизбежный и соответствующий логике корпоративных интересов. Предприятия, имея в виду максимизацию своей прибыли, стремятся уменьшить затраты на транспортировку газа и избавиться от необходимости «отдуваться» за неисправных плательщиков из числа бюджетных организаций и муниципального жилого фонда. Эксперименты подобного рода уже успешно проведены в Туле и Липецке, в этом году примеру этих предприятий последует НТМК.
В этой ситуации существует риск, что маржа соответствующих межрайгазов падет на население, что поставит муниципальные образования, в которых расположены эти предприятия, на грань выживания. Поэтому, на мой взгляд, ситуация требует государственного вмешательства. И на парламентских слушаниях по состоянию газовой отрасли, которые прошли 7 июня, были рассмотрены рекомендации о принятии юридических новелл, формулирующих государственную позицию по этому вопросу.
– Как председатель Межрегионального координационного совета партии «Единая Россия» по УрФО, как Вы оцениваете деятельность региональных отделений «Единой России» на протяжении последнего полугода? Какие задачи стоят перед партией в ближайшем будущем?
– До конца 2004 года в Свердловской области не намечается масштабных выборов, поэтому сейчас для региональной организации партии «Единая Россия» главными задачами являются партстроительство и налаживание работы фракции в Законодательном Собрании области. Свердловская область стоит на предпоследнем месте в УрФО по количеству членов партии, поделенному на количество избирателей. В области этот показатель составляет 0,5%: меньше только в Челябинской области (0,4%), в то время как в Курганской, Тюменской областях, ЯНАО, ХМАО этот показатель составляет в среднем около 1,5%.
29 мая я обсуждал создавшуюся ситуацию с председателем региональной организации «Единой России» Алексеем Воробьевым: он заверил меня, что меры к ее улучшению уже приняты, и к концу года он считает возможным увеличить число членов партии в области с 19 до 30 тысяч. Кроме того, если вы помните, я уже говорил о том, что правительство свердловской области должно стать партийным. Сегодня оно фактически таковым и является.
Что касается, соседних регионов, например, Челябинской области, то и там в этом году выполнение задач партийного строительства играет важную роль. В Челябинске мы недавно сменили секретаря политсовета регионального отделения, кроме того, предстоят выборы мэра города. На этот пост претендует несколько кандидатов, в том числе действующий мэр Вячеслав Тарасов, поэтому сегодня я веду консультации на тему определения позиции партийной организации. Дело в том, что рекомендации по поддержке кандидатов на должности мэров региональных центров – это прерогатива генерального совета партии, а я, в рамках своих полномочий, должен сформулировать для генерального совета свое видение ситуации.
– Известно, что под Вашим патронажем в этом году в Свердловской области будет проходить чемпионат мира по парусному спорту. Расскажите об этом подробнее. Чем для вас является яхтинг и парусный спорт: меценатством, хобби, частью жизни?
– 13 лет тому назад, когда ко мне пришли просить деньги на первую регату «Ява-Трофи», это было для меня меценатством. Потом, в какой-то мере, стало хобби. Сейчас это уже важная часть моей жизни, поскольку я посвящаю парусному спорту значительную часть и рабочего, и личного времени. Начиная этим заниматься, я ставил себе задачу поднять нашу регату на высший уровень. В настоящее время регата «Ява-Трофи» по мировому рейтингу парусных регат имеет первый грейд ISAF. Поэтому именно у нас пройдет самое важное соревнование в этом виде спорта – чемпионат мира. На сегодня регата «Ява-Трофи» по материальной части, по уровню организованности, по составу участников – в первой 20-ке мирового рейтинга, является одной из лучших регат в мире.
Впрочем, в настоящее время мы поддерживаем целый ряд связанных со спортом проектов. Эти проекты объединены в рамках компании «Ява-Спорт», куда, кроме чемпионата мира, входят команды, выступающие на первенствах России и области, проекты, связанные с проведением теннисных турниров «Ява-Опен». Кроме того, «Ява» спонсирует ряд спортивных детских домов и школ. Таким образом, в поддержке спорта мы достигли определенного уровня, и сейчас необходимо, сохраняя то, что было достигнуто, развиваться дальше. Поэтому я думаю переключиться на какой-либо новый проект аналогичного масштаба, а спортивные проекты передам сыну Андрею.
Беседовал Максим Сусоев.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Председатель Комитета по энергетике, транспорту и связи Госдумы ФС РФ Валер ...
- В состав президиума генсовета «Единой России» вошел председатель комитета п ...
- В состав президиума генсовета «Единой России» вошел председатель комитета п ...
- «Капитал» и Евгений Сеньшин полагают, что «Уралсевергаз может лишиться моно ...
- Председатель комитета по энергетике, транспорту и связи Государственной дум ...