«Ведомости»: В России смягчилось валютное законодательство

21 июня 2004 (07:59)

Новый закон о валютном регулировании, действующий с пятницы, считается либеральнее прежнего. Правда, бизнес почувствует это не сразу. Основные ограничения по распоряжению экспортной выручкой будут отменены через два с половиной года, а предприниматели и банкиры признаются, что еще не понимают, как новый закон скажется на их бизнесе.

Больше всего от валютной либерализации выигрывают граждане. У них появилось право открывать банковские счета в странах – членах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и FATF без предварительного разрешения Центробанка, а лимит на свободную покупку иностранных ценных бумаг увеличен с $75 000 до $150 000 в год. Кроме того, теперь можно вывозить из России до $10 000 без справок об обмене валюты. Правда, об открытии счетов в заграничных банках россияне должны будут ставить в известность налоговые органы.

Для компаний основные ограничения по распоряжению валютной выручкой сохранились, но в более мягкой форме. Так, максимальный норматив обязательной продажи валютной выручки для экспортеров составляет 30% от суммы, и ЦБ вправе только понизить эту планку. С июля 2003 г. норматив составляет 25% (с декабря 1998 г. по июль 2001 г. – 75%, затем он был последовательно снижен до 50% и 35%). Требование о репатриации 100% экспортной выручки осталось в силе. Но компания, взявшая кредит у резидента ОЭСР или FATF на срок более двух лет, теперь может не возвращать в Россию часть выручки, которая идет на погашение займа. При этом спустя год после вступления закона в силу юрлица-резиденты смогут открывать банковские счета за границей, не спрашивая разрешения у российских властей.

Закон запрещает выдачу индивидуальных разрешений на проведение валютных операций (уже выданные разрешения останутся в силе).

Новые ограничения на валютные операции между резидентами и нерезидентами теперь могут вводиться, только если речь идет о «предотвращении существенного сокращения золотовалютных резервов», «резких колебаний» курса рубля, а также о поддержании устойчивости платежного баланса страны. В таких ситуациях ЦБ по согласованию с правительством может потребовать проведения ряда операций через особые банковские счета и с условием резервирования до 20% от суммы сделки при ввозе валюты и до 100% при вывозе. Эти меры распространяются на сделки с ценными бумагами, небанковские операции кредитных организаций, расчеты при приобретении резидентами у нерезидентов долей в уставном капитале. Операции с иностранными ценными бумагами ЦБ вправе заморозить на весь срок резервирования.

Впрочем, все ограничения, кроме обязательной репатриации валютной выручки, должны быть отменены с 1 января 2007 г. А председатель Банка России Сергей Игнатьев в начале июня пообещал, что «обременение будет в разы слабее» указанного в законе: например, если закон позволяет ввести 20%-ное резервирование на год, «цифра может быть 5 – 10% и срок может быть уменьшен». Эти параметры ЦБ должен согласовать с правительством на днях.

Замруководителя комитета РСПП по налоговой политике Станислав Воскресенский подчеркивает, что новый закон, в отличие от прежнего, содержит все существенные параметры валютных ограничений. Если за время действия старого закона (с 1992 г.) Центробанк выпустил более 1000 подзаконных документов по валютному регулированию, к новому закону должно прилагаться всего два десятка инструкций. Пока вступили в силу лишь четыре из них — остальные находятся в стадии разработки или на согласовании с Минюстом и другими ведомствами.

Воскресенский предполагает, что задержка могла быть отчасти вызвана весенней реорганизацией правительства. Ассоциация российских банков на прошлой неделе высказывала обеспокоенность по этому поводу, но, по словам ее президента Гарегина Тосуняна, на совещании с ЦБ 17 июня добилась моратория на санкции за неисполнение закона до 1 августа 2004 г. «Думаю, при нынешнем уровне взаимодействия (АРБ) с ЦБ наиболее серьезной задачей будет изменение восприятия валютного контроля в банковском сообществе: когда банкиры не видят в законе ограничений, они боятся ловушки (со стороны властей», – говорит Тосунян.

Гендиректор мурманской компании «Севрыба» Александр Полещук сожалеет, что власти не предусмотрели переходного периода для того, чтобы компании и банки успели приспособиться к новым правилам валютного контроля. Он надеется, что новый закон не ухудшит положения рыбопромышленников, которые прежде пользовались индивидуальными разрешениями ЦБ на сохранение части валютной выручки за рубежом для расчета со своими контрагентами. «Нормативная база (по валютному регулированию) проработана не до конца, из-за чего образовался определенный вакуум», – сетует Александр Выпирахин, руководитель правового департамента альянса «Русский текстиль». Глава агрохимической компании «Азот» Борис Титов признает, что еще не разобрался, как новый закон отразится на его бизнесе. «Знаю только, что свобода открытия счетов для российских граждан положительно скажется на уровне экономической свободы», – добавляет он.


Другие материалы по теме: