«Уральский рабочий» и Любовь Шаповалова описывают «Гонки по вертикали»

14 июля 2004 (09:15)

Муниципальный транспорт в области сдает позиции частникам

В принципе, пассажирам все равно, кто их возит, муниципалитет или частник. Лишь бы автобус ходил по графику да стоимость проезда была приемлемой. Разборчивыми приходится быть льготникам, которых частники категорически отказываются возить, потому что не получают компенсацию за законных безбилетников. Но после отмены льгот и это противоречие будет ликвидировано.

Кто из транспортников от этого выиграет, пока неясно. С одной стороны, муниципалы получали за льготников какие-то деньги, хотя они и не покрывали расходы целиком. С другой стороны, никто точно не считал, сколько пенсионеров в действительности ездит в автобусах, и, возможно, скромные государственные субсидии даже перекрывали транспортные издержки по этой статье.

Льготники — только одна из причин, почему общественный транспорт в малых городах постепенно вытесняют частные автобусы и маршрутные такси. Даже в таких промышленных центрах, как Каменск-Уральский, автопарк не обновляется с советских времен. Большинство автобусов «переходило» срок эксплуатации в полтора-два раза. Одна-две машины в год, которые с огромными потугами муниципалитету удается приобрести, не меняют принципиально ситуацию. Водители-ветераны с ностальгией вспоминают советские времена, когда каждый год планово списывали до двух десятков автобусов — и столько же получали новых, за счет федерального бюджета. Если бы не партнерские отношения каменцев с уфимскими машиностроителями, которые позволяют поддерживать в относительном порядке троллейбусное хозяйство, горожане давно бы ездили только на частниках.

Частник, стремительно заполняющий образовавшуюся нишу, свободен не только от обязательств перед льготниками. Он не обременен ремонтной базой, управленческим аппаратом, социальной инфраструктурой, посему себестоимость перевозок у него гораздо ниже, а прибыль соответственно выше. Но выше и риск угробить пассажиров: как правило, мелкие частные перевозчики выпускают машины на линию без предрейсового технического контроля, а водители садятся за руль, не пройдя медицинское освидетельствование. Эти поистине «убийственные» недостатки в очередной раз отметили сотрудники управления ГИБДД Свердловской области во время недавней операции «Автобус», подчеркнув, что и муниципалы оказались не без греха.

Общий итог удручает: каждая десятая машина, вышедшая на линию, оказалась неисправной, каждая двадцатая не прошла технический осмотр. В результате 435 автобусов запрещено эксплуатировать, с 214 сняты номера. Почти две тысячи водителей-муниципалов и частников — привлечены к административной ответственности. Кстати, 23 водителя находились за рулем нетрезвыми, а 54 не имели прав на управление автобусом.

Это лишний раз говорит о том, что общественный транспорт, не потеряв в количестве за счет частников, много потерял из-за них в качестве и надежности. Сможет ли обостряющаяся конкуренция на рынке

транспортных услуг отрегулировать ситуацию — трудно сказать. Во всяком случае, пока муниципалы и частники борются не за качество услуг. А за самые прибыльные маршруты.


Другие материалы по теме: