«Вечерний Екатеринбург» и Елена Владимирова спрашивают: «Получить деньги в банке станет труднее?»

28 июля 2004 (10:01)

Банк России активно лоббирует идею предварительного уведомления о досрочном изъятии гражданином своего вклада

Сначала немного о недавней истории странного банковского кризиса, поскольку с указанной выше идеей она связана довольно-тесно. Итак, попробуем оценить действия ЦБ в свете паники, возникшей сначала на рынке межбанковского кредитования, а потом и среди вкладчиков части коммерческих банков.

Что было сделано? Вначале, как водится, было слово. Дескать, нет никакого кризиса, и вообще мы не понимаем, что вдруг все засуетились. Слово подействовало с точностью до наоборот — нервозные ожидания усилились. ЦБ же, имея, заметим, в своём распоряжении солидный пакет властных полномочий и законных возможностей кризис отрегулировать, снова бормотал невнятные успокоительные речи. Пока перепуганные до полусмерти вкладчики не пошли на банкоматы «Гута-банка» приступом. Тут Банк России встрепенулся, приосанился и выдал — он даст кредит «Внешторгбанку» (которым, заметим, давно командует «питерская» группа) на покупку Гута-банка. И 86% акций ушли за смехотворную сумму в 34 тысячи долларов. Хотя продай «Гута» хоть одно из своих офисных зданий, она выручила бы сумму втрое-вчетверо большую. Не говоря уже об иных активах вроде кондитерского концерна «Бабаевский» или страховой компании «Гута-страхование». Ну да ладно: рынок происходящее понял сразу — это просто добровольно-принудительный передел собственности — и стал успокаиваться. Тут можно говорить не столько о правовой, сколько о моральной позиции ЦБ. Но она рядовых граждан волнует мало, поэтому оставим пока эту тему в стороне.

Что ещё было сделано? ЦБ принял решение о двукратном снижении отчислений в фонд обязательного резервирования. Вот это решение удачное — банки высвободили около 130 миллиардов рублей, которые помогли успокоить ситуацию на межбанке. Кроме того, те вкладчики, которые впали в панику, получили свои деньги за счёт этих же освободившихся средств, а остальные, видя, что деньги выплачиваются быстро и в полном объёме, в панику впадать перестали и в банки не пошли.

Но Центробанк из ситуации выводы сделал. И решил: чтобы впредь призрак кризиса над банками не нависал, надо... усложнить доступ россиян к их собственным вкладам. То есть суть в следующем: если вы положили деньги на срочный вклад, а потом, до конца срока его действия, в силу каких-то обстоятельств хотите забрать свои деньги раньше времени, то сделать это просто так вам не позволят. Вы должны будете сначала уведомить банк — держатель вашего вклада о своём намерении. Срок уведомления пока обсуждается — то ли через неделю позволят снять деньги, то ли через две. Как объясняют в ЦБ, за это время паника должна улечься и всё будет опять хорошо.

Весьма наивное предположение. Насколько я знаю психологию наших граждан, паника за этот период только усилится. Да бог с ней, с паникой. На каком, скажите, основании мне могут перекрыть свободный доступ к моим деньгам? Что правовой базы под этой идеей нет, понимают и в ЦБ. И надеются, что сумеют пролоббировать соответствующие поправки в Гражданский кодекс, который, напомним, требует возвращать вкладчику деньги сразу и в полном объёме, как только тот заикнется о своём намерении снять их.

Более того, ЦБ хочет не только дать банкам возможность крутить наши средства лишние неделю иди две, но и наказать нас ещё и штрафом в виде невыплаты процентов. Двойное наказание за один и тот же «проступок»! Ну-ну.

Надо сказать, даже сами работники коммерческих банков от данной идеи далеко не в восторге. Они опасаются, что «мудрое» решение возымеет обратный эффект — люди не столько задумаются, надо ли поспешно снимать деньги с вклада, сколько рассудят, что дома, в кубышке, денежки целее будут. Либо это как минимум приведёт к тому, что деньги понесут в банки, где основной акционер — государство, полагая, что вытащить их оттуда в случае чего будет легче.


Другие материалы по теме: