Региональная алкогольная промышленность: рост без остановки

Подведены промежуточные итоги развития алкогольной промышленности в первой половине 2004 года.

Согласно утверждениям наблюдателей, алкогольная промышленность Свердловской области в 2004 году существенно укрепила свои позиции как на региональном рынке, так и на рынках других субъектов Российской Федерации. Одним из проявлений этой тенденции стал рост объемов производства и отгрузки алкогольных напитков на Свердловских винзаводах. Так, по итогам января 2004 года производство алкоголя в регионе составило 159,9 тысячи декалитров, что на 4% превысило показатели того же периода 2003 года. А по состоянию на 1 июля общий объем продукции, выпущенной региональной алкогольной промышленностью в текущем году составил 1024,4 тысячи декалитров, что превышает показатели аналогичного периода прошлого года уже на 6,3%.

По мнению экспертов, одним из факторов, стимулирующих увеличение объемов производства на региональных винзаводах, является непрерывный с 1999 года рост рынка алкогольной продукции, ежегодное увеличение объемов которого составляет не менее 20%.

Вместе с тем, рост потребления алкоголя сопровождается перераспределением спроса в пользу качественных виноградных и игристых вин, элитных сортов шампанского, а в сегменте водок и коньяков – в пользу продукции класса «Премиум». В результате все более популярными становятся сравнительно дорогие спиртные напитки высокого качества, чьи рецептура и упаковка существенно отличаются от стандартных. По оценкам специалистов, именно доминирование в этом сегменте рынка алкогольной продукции является в настоящее время ключевой позицией, определяющей преобладание продукции данного производителя в регионе.

В то же время, производители, не сумевшие скорректировать свои маркетинговые стратегии в соответствии с наметившимися тенденциями, чаще всего оказываются не в состоянии извлечь выгоду из складывающейся на региональном рынке алкогольной продукции благоприятной конъюнктуры. Так, в марте текущего года на складах местных заводов скопилось 105 тысяч декалитров нереализованной продукции, в том числе 44,9 тысячи декалитров водки, 19,8 тысячи слабоалкогольных напитков, 21,3 тысячи декалитров виноградных вин и 16 тысяч декалитров игристых вин. Таким образом, налицо некоторая перегруженность регионального рынка алкогольными напитками, прежде всего, водкой доступных ценовых категорий, что делает нерентабельным дальнейшее расширение производства подобной продукции.

Предприятия

В этой ситуации одним из лидеров отрасли остается ОАО «Екатеринбургский виншампанкомбинат», сконцентрировавшее свои усилия на выпуске вин, коньяков, шампанского, а также дорогих водок класса «Премиум». Правильность этой стратегии была подтверждена рынком в марте текущего года, когда, в то время как большинство региональных предприятий алкогольной отрасли испытывало трудности с реализацией произведенной продукции, реализация алкогольных напитков, выпущенных ЕВШК, проходила лучше, чем в аналогичный период прошлого года. «Обычно между новогодними праздниками, 23 февраля и 8 марта происходит спад реализации продукции, однако в этом году уровень продаж стабилен, спада нет», – сообщили на ЕВШК.

Положительная динамика основных производственных показателей отмечается на ОАО «ЕВШК» и по итогам первых семи месяцев 2004 года. «С января по август текущего года производство шампанского на комбинате составило 2 миллиона 132 тысячи бутылок, в то время как за тот же период прошлого года на предприятии было произведено 1 миллион 983 тысячи бутылок шампанского, таким образом, рост производства составил примерно 7,5%, – рассказывает директор по экономике ОАО «ЕВШК» Любовь Чигинцева. – В то же время, темпы роста отгрузки продукции опережают темпы роста производства: так, в течение первых семи месяцев 2004 года комбинатом было отгружено 2 миллиона 79 тысяч бутылок шампанского против 1 миллиона 784 тысяч бутылок, отгруженных с января по август 2003 года, то есть рост составил примерно 16,5%. За тот же период рост отгрузки по винам и коньяку составил соответственно 3,5 и 16%».

Вывод мощностей по производству водки на ЕЛВЗ соответствует не только ситуации на рынке, но и производственным традициям ЕВШК. «Мы являемся специализированным предприятием. Когда комбинат запускался в 1969 году, основные его мощности были ориентированы именно на производство шампанского, виноградного вина и коньяка. И только начиная с 1985 года комбинат стал осваивать выпуск алкогольной продукции, выходящей за пределы его специализации, стремясь выжить в условиях политики «борьбы с пьянством» и ухудшающейся рыночной конъюнктуры. В частности, с 1992 года ЕВШК начал производить водку. В настоящее время мы возвращаемся к естественному положению вещей, когда ассортимент выпускаемой комбинатом продукции находится в полном соответствии с его основной производственной специализацией», – отмечает Любовь Чигинцева. В результате такого «перераспределения специализаций» между ЕВШК и ЕЛВЗ последний занял первое место среди региональных винзаводов по темпам роста объемов производства в первой половине 2004 года, увеличив этот показатель за 6 месяцев примерно в 3,5 раза.

В результате оба предприятия удерживают существенную долю свердловского рынка алкогольной продукции: в настоящее время доля ЕВШК и ЕЛВЗ в общем объеме выпускаемых региональными производителями алкогольных напитков составляет 30,5% и 22,3% соответственно.

Устойчивый рост производства по итогам первого полугодия 2004 года отмечаются и на других крупных свердловских винзаводах, таких как ООО «Среднеуральский винзавод» и ООО «ВостокАлко». Менее убедительно выглядят производственные итоги ОАО «Тагилводка», что, по мнению наблюдателей, связано с подготовкой предприятия к монтажу новой линии розлива водки и ликероводочных изделий производительностью 2200 бутылок в час.

Перспективы

Осознавая необходимость обновления основной линейки выпускаемых на региональных винзаводах алкогольных напитков, руководство этих предприятий нацелено на внедрение новых, более востребованных рынком видов продукции. В этом плане не является исключением и Екатеринбургский виншампанкомбинат. «В настоящее время комбинат работает над расширением ассортимента шампанского с увеличенным сроком выдержки, – говорит Любовь Чигинцева, – кроме того, буквально с 11 августа текущего года начнется розлив традиционного шампанского в емкость 0,375 литра. Этого практически не делает еще ни один завод России. Одним из новых направлений деятельности комбината является выпуск водок класса «Премиум» в сувенирном оформлении. Больших объемов производства этого вида продукции не ожидается, так как геометрия используемых бутылок исключает стандартную автоматизацию розлива, но комбинат тем самым постарается занять имеющуюся на рынке нишу в ряду элитных водок».

Как сообщают на ЕВШК, новые виды шампанского и водок класса «Премиум» будут включены в ассортимент выпускаемой комбинатом продукции до конца текущего года, возможно, их выпуск совпадет с предновогодним повышением спроса на алкогольные напитки. В более далекой перспективе – выпуск новых видов виноградных вин и освоение производства бренди.

Однако, по мнению специалистов, дальнейшее укрепление позиций регионального производителя на рынке алкогольной продукции может быть затруднено чрезмерной открытостью этого рынка для продукции винзаводов из других регионов. «Если в Тюменской области существует всего один акцизный склад на всю область, то в Свердловской области таких складов около сорока, – отмечает Любовь Чигинцева. – Мы неоднократно обращались к областному правительству с предложением уменьшить число акцизных складов. Кроме того, существует необходимость в интенсификации мероприятий по выявлению правоохранительными и надзорными органами некачественной и фальсифицированной алкогольной продукции». Действительно, если доля местных предприятий на легальном рынке алкогольной продукции достаточно велика и составляет, по оценкам областных чиновников, около 20%, то с учетом теневого оборота, по мнению ряда экспертов, эта доля сжимается до 5-7%. Как один из результатов недостаточной активности областных властей в деле защиты регионального производителя алкогольных напитков намечается тенденция к увеличению доли продукции этих предприятий, реализуемой за пределами Свердловской области. Так, несмотря на то, что практически 100% водок, вин и коньяков, производимых ОАО «ЕВШК», находят сбыт в пределах региона, примерно 50% производимого на этом предприятии шампанского реализуется за пределами Свердловской области, в частности, в Тюменской, Челябинской, Пермской и Курганской областях.

Вывод

Таким образом, наметившийся в первой половине текущего года очередной виток подъема алкогольной промышленности Свердловской области создает серьезные предпосылки для дальнейшей оптимизации качества и ассортимента выпускаемой местными винзаводами продукции и расширения производства в регионе качественных алкогольных напитков. В то же время, специалисты указывают на необходимость поддержки этого роста со стороны властных и надзорных структур посредством соответствующих комплексов организующих и контролирующих акций.


Другие материалы по теме: