«Финансовые известия»: Провинция научит Москву пользоваться «кредитками»

16 августа 2004 (07:25)

Жители провинции гораздо лучше умеют пользоваться банковскими картами, чем те, кто живет в столице. Это выяснил Центробанк, проводя анализ развития карточного бизнеса в России во II квартале. Москвичи, как правило, умеют только снимать с карточек зарплату. А самые продвинутые пользователи живут в Республике Саха (Якутия). Они чаще всего оплачивают картами товары и услуги. Специалисты говорят, что в столице банкам просто недосуг стимулировать покупки по карточкам, как это делают кредитные организации на Западе.

В России, в отличие от остального мира, большинство карточек выдаются гражданам «принудительно». Причина – массовый переход на выдачу зарплат через карточные счета. Он привел к тому, что в России выпущено уже 28.6 млн. банковских карт. Между тем главным показателем развития карточного бизнеса является использование карт в качестве платежного средства. И тут обе столицы далеки от лидерства. Как демонстрируют данные Центрального банка, ни Москва, ни Санкт-Петербург не входят даже в десятку лидеров территорий по числу операций на каждую карту. Так, в столице держатель карты во II квартале совершил с ней в среднем 3.47 операции, то есть просто ежемесячно снимал деньги в банкомате. Картхолдеры северной столицы пользовались картой в среднем по 5.47 раза. А самыми активными оказались держатели Республики Саха (Якутия), совершившие по 12.46 операции. То есть не только сняли зарплату, но и, вероятно, расплатились по карте в торгово-сервисной сети. Примерно по 8 раз своим «пластиком» воспользовались обитатели Алтая, Бурятии, Башкортостана, а также Ярославской, Липецкой, Самарской, Астраханской и Новгородской областей.

Начальник управления по связям с общественностью банка «УралСиб» Сергей Лобанов объясняет этот парадокс тем, что в регионах большое распространение, в частности и по зарплатным проектам, имеют чиповые карты локальных платежных систем. «Поскольку такие карты имеют множество приложений, в том числе социальных», – говорит Сергей Лобанов, - «их выгоднее использовать в качестве платежного средства. Например, держатель знает, что по своей карте в своем городе он сможет получить скидку в любом магазине, вплоть до булочной. Естественно, он предпочтет расплатиться картой, а не наличными».

В столицах же локальные проекты практически не развиты. А в качестве основного инструмента, побуждающего картхолдера к активному использованию пластика, кредитные учреждения рассматривают кобрендинговые проекты (скидка за оплату картой в предприятиях – партнерах банка).


Другие материалы по теме: