Исследование «по знакомству»

9 сентября 2004 (10:14)

8 сентября 2004 года НИИ прикладной социологии и маркетинга провело пресс-конференцию «Банки Екатеринбурга – небезопасная территория». Как сообщили директор НИИ прикладной социологии и маркетинга Даниил Пивоваров, старший научный сотрудник НИИ Алексей Швайгерт, конференция проводилась «в связи с чередой терактов, захлестнувших Россию в последние дни». По мнению её организаторов, именно в это время особенно актуальным стал вопрос о том «насколько надежную защиту могут обеспечить службы безопасности банков своим клиентам».


Для изучения степени надежности работы службы безопасности банков представителями НИИ был выбран достаточно следующий метод: сотрудники НИИ пытались проникнуть в банки, вооруженные, по их собственным словам, ножами и пневматическими револьверами.
«Выяснилась очень интересная картина – нигде, ни в одном из 28 протестированных нами банков нас не задержали. Более того, в некоторых банках были включены металлодетекторы, но охранники нас спокойно пропустили», – отметил представитель НИИ. Между тем, в «настоящей кризисной ситуации», в которой проверяется оперативность и слаженность действия службы безопасности сотрудники НИИ не предприняли: ни один из «шопперов» в ходе исследования не стал обнажать нож или пистолет с целью имитации реального ограбления или теракта.


«Охранники банков, разумеется, вооружены боевым оружием. Это бы уже рассматривалось, как провокация. У них нет времени рассматривать, пневматический это пистолет, разрешенный к продаже, или боевое оружие. И не в коем случае мы не собирались рисковать нашими сотрудниками», – сообщил Д. Пивоваров.


Впрочем, никаких доказательство того, что «шопперы» «действительно подвергали себя опасности», посещая банк с ножами и пистолетами, на конференции приведено не было.
Так же ходе конференции выяснилось, что в основу исследования были положены рассказы знакомых руководителя НИИ.


Отвечая на вопрос о том, могут ли организаторы акции привести хоть один пример из жизни современной России, когда объектом захвата террористов был банк, Даниил Пивоваров таких фактов привести не смог, зато отметил, что «исследование было основано на нескольких фактах, когда мои знакомые, которые занимались доставкой денег, работали с векселями, просто-напросто рассказали о том, что они, профессиональные телохранители, будучи вооруженными, тем не мнение проходили в банки».


«Я понимаю, конечно, что в России банки грабят мало. Но суть исследования в другом, в том что безопасность совершения покупки, осуществления услуги в екатеринбургских банках не совсем обеспечена», - отметил организатор исследования.
Ясность в данный вопрос внес присутствовавший на конференциипредседатель комитета администрации г. Екатеринбурга по защите прав потребителей Андрей Артемьев, который заметил: «В цели исследования не входила проверка банков на возможность терактов. А теракт в банке - это не эффективно. Террористов не интересует банк, их интересует громадное количество человеческих жертв. Вот, что их интересует, и громадный поток информации вокруг этого события».


В этой связи у наблюдателей возник законный вопрос о том, каким образом акция, организованная НИИ, связана в терроризмом и событиями в Осетии (а о том, что акции связаны, было заявлено в пресс-релизе организаторов).


От журналистов последовал вопрос: «Совершенно понятно, что Вы осознанно связали тему так называемого исследования и сегодняшнюю пресс-конференцию с волной террора в России. Считаете ли Вы корректным «за уши» притягивать тему терроризма к сфере банковского обслуживания населения в это горькое для страны время? Не кажется ли Вам, что подобными действиями Вы несете страх и панику?».


«Я ждал этого вопроса», – ответил Даниил Пивоваров. «Наше исследование – это зеркало. Конечно же, если не дай Бог, что-нибудь произойдет, вот прямо сейчас, вот прямо в банке, мы, наверное, услышим обвинения в том, что, дескать, мы спровоцировали либо панику, либо приход других каких-то, не дай Бог, конечно же. Но наша задача, как организации, проводящей общественные исследования, показать – нечто есть. В банки можно прийти с пистолетом и с ножом. Это все, что мы говорим. Хорошо это, или плохо, опять же. Дальше мы не идем», – отметил он.


Складывается впечатление, что сотрудники НИИ, заявляющие о проведении исследований банковской деятельности, не вполне понимают специфику работы банков с клиентами и банковской деятельности вообще, не отличая банки от ларьков, что подтверждает руководитель института. «Для нас банк - это такая же торговая точка, как ларек, как туристическая фирма, как гостиница, как магазин продуктов», – заявил Даниил Пивоваров. Такое определение покоробило даже других участников пресс-конференции: Андрей Артемьев был вынужден поправить руководителя исследования. «Я все-таки хочу сделать одну маленькую поправку: мне не нравится, когда про банк говорят, что он магазин, я бы предпочел заменить вот этот общий термин словами «место продаж». Вот если так заменить, то все станет нормально. Все-таки банк – это не торговая точка, но место продаж – совершенно очевидно», – заявил Андрей Артемьев.


Другие материалы по теме: