«Вечерний Екатеринбург» и Лия Гинцель рассказывают, что такое «Воля Урала, труд и энергия»

22 сентября 2004 (11:50)

Отныне борются за чистоту

Свердловская область включена в первую десятку наиболее экологически загрязнённых территорий. По данным прошлого года, мы находились на почётном шестом месте в стране, Если речь вести об Уральском регионе, то наша позиция — вторая после Челябинска. Конечно, надо быть справедливыми, бессмысленно сравнивать опорный край державы с курортной зоной. Тем не менее жить нам приходится в «городище», сотканном «из воли Урала, труда и энергии», а значит, по возможности, его стоит попытаться сделать приемлемым для существования.

Что мы имеем? На вчерашней пресс-конференции в «ТАСС-Урал» Галина Пахальчак, заместитель министра природных ресурсов Свердловской области, озвучила такие цифры, В нашей, в целом не слишком благополучной, области есть земли, где в воздух выбрасывается более 1 миллиона 700 тысяч тонн вредных веществ примерно 200 наименований. Лидерами в невольном поползновении отравить земляков считаются металлургические предприятия и предприятия энергетического комплекса. На их совместную долю приходится 78 процентов выбросов, 12 процентов даёт автомобильный транспорт, и только 8 процентов — всё остальное. Впрочем, что касается Екатеринбурга, то здесь основной источник загрязнения — автотранспорт (80 процентов выбросов).

Вода благоволила литься

Разумеемся, свердловчане не только констатируют непорядок в доме. Те же металлурги прикладывают немало Сил, чтобы снизить зависящую от них загрязнённость. И им это удаётся. С энергетиками ситуация несколько иная. Они занимаются водооборотом, не сбрасывают уже отработанную воду в водоёмы, но недостаточно принимают мер по охране воздушной среды. Плюс ко всему энергетики вовсе не торопятся с обязательными платежами за негативное воздействие на экологию. И уже задолжали 52 миллиона рублей. Судя по всему, понадобится поддержка прокуратуры, чтобы взыскать деньги. Кстати, в должниках ходят не только энергетики, так что долгов этих — более 200 миллионов.

Но выбросы — не единственная беда. Практически все наши реки являются местом, куда попадают сточные воды, или, другими словами, результаты жизнедеятельности граждан. Строительство же хозяйственно-бытовых очистных сооружений ведётся медленно. Естественно, качество питьевой воды не везде соответствует санитарным нормам. Ситуация очень сложная, и опять-таки нельзя сказать, что ничего не делается. В Екатеринбурге, например, сейчас ведутся работы по реконструкции Северных очистных сооружений. Первая очередь уже пущена. Намечена реконструкция Западной фильтровальной станции. Водоканал ищет но-

вые пути очистки воды. В прошлом году на перестройку очистных сооружений выделили 1 миллиард 600 миллионов рублей, но надо не менее 3 миллиардов. Тем более работа на очистных сооружениях недостаточна, менять надо трубы, по которым вода идёт в квартиры. К 2010 году, однако, планируется обеспечить предельно допустимую концентрацию выбросов. И уж тогда природе Урала должно несколько полегчать.

Газу – зелёную улицу

Но совсем хорошо будет вряд ли. Потому что помимо предусмотренного и обязательного загрязнения атмосферы работающими предприятиями, существуют ещё выбросы неожиданные, аварийные. Особенно тут «старается» железная дорога.

Не решена проблема с бытовыми отходами. Лишь 10 процентов областных свалок соответствуют необходимым требованиям. Загрязнение лесов, околоводных пространств ужасающее. Надежда на строящийся в Первоуральске завод по переработке твёрдых бытовых отходов невелика: слишком много от нас мусора. Сейчас, правда, разрабатывается документация для аналогичного предприятия в Екатеринбурге. Но и этого на всю область не хватит.

Транспортный поток, от выхлопных газов которого особенно страдает областной центр, — тоже проблема из числа главных. Конечно, ситуация улучшится, когда завершится строительство объездной дороги вокруг города и большегрузные автомобили пойдут иным путём. К тому же планируется перевести муниципальный транспорт на газ. Это и сократит выбросы, и сделает их чище. Но решить проблему в отдельно взятом городе всё-таки невозможно. Государство должно законодательно обязать владельцев и производителей автотранспорта оснастить машины нейтрализаторами отходящих газов.

Кстати

С недавних пор предприятия области начали бороться за сертификат соответствия международным требованиям по охране окружающей среды. Получение такого документа обещает увеличение инвестиций и улучшение возможностей в торговле, особенно внешней. За рубежом, к слову, фирма, не имеющая такого сертификата, — изгой. С ней никто не будет работать — ни партнёры, ни банки. У нас предприятий, готовых похвастаться высокой оценкой, три на всю область. Поимённо: НТМК, «Ураласбест» и Каменск-Уральский «Октябрь». Но процесс идёт. Заместитель технического директора по экологии Богословского алюминиевого завода Николай БЛИНКИН рассказал о том, как внедряется система на его родном предприятии.

Путь один. Принимается решение. Проводится аудит, обнаруживающий узкие места. Разрабатываются стандарты, соответствующие международным. И всё приводится в соответствие. Главное, чтобы идеей проникся каждый — и директор завода, и разливщик металла. Эта нудная и кропотливая работа вовсе не заканчивается с получением нужной бумаги. Если в дальнейшем нормы будут нарушаться, сертификат могут и отобрать.

Что касается Богословского алюминиевого, то первую продукцию он выдал 9 мая 1945 года. Естественно, тогда никто думать не думал о каких-то газоочистителях — сбросы шли прямиком в Турью, а отходы складировались на прилегающей территории. Но то, что допустимо в войну, никоим образом не должно продолжаться в мирное время. С 1945-го здесь прошли три модернизации. Требования к экологической чистоте ни у кого уже не вызывают удивления. Деньги на эти цели тратятся большие. С 1987 года ушло около 818 миллионов. Но и выбросы снижены на треть. И на достигнутом останавливаться не собираются.


Другие материалы по теме: