«Деловой квартал» и Наталья Баранчикова рассказывают, что «УБРиР свернул направление»

27 сентября 2004 (09:31)

Уральский банк реконструкции и развития приостановил работы по оказанию консалтинговых услуг в сфере слияний и поглощений. Информация об этом появилась в начале прошлой недели. Как считают эксперты, услуги по покупке и продаже готового бизнеса оказались невостребованными: успешно работать бизнес-брокерами могут не банки, а небольшие специализированные компании.

Направление услуг по продаже предприятий просуществовало

в УБРиР меньше года. В самом банке предпочитают говорить, что проект «решено временно не развивать» — подождать до лучших времен. Директор инвестиционного департамента Уральского Банка Реконструкции и Развития Александр Пластинин объяснил, что консультации по слияниям и поглощениям были одним из венчурных проектов банка. Любая конкурентоспособная организация ежегодно запускает несколько таких проектов, чтобы выявить среди них «восходящие звезды», — пояснил Александр Пластинин.

УБРиР предлагал услугу бизнес-брокера в партнерстве с московской консалтинговой группой «Магазин готового бизнеса» (МГБ). В июне 2003 г. столичная компания создала региональную сеть фирм, специализирующихся на покупке и продаже готового бизнеса — Партнерство «Deloshop (Делошоп)». Уральский банк стал участником этой программы в ноябре 2003 г., а с марта 2004 г. начал оказывать консультационные услуги. Договор с МГБ заключен на год — до ноября 2004 г.

Генеральный директор КГ «Магазин готового бизнеса» Вадим Самсонов сообщил, что о решении УБРиР прекратить сотрудничество ему пока ничего не известно. Но это для меня не будет неожиданностью, — заявил г-н Самсонов, — мы предполагали такой вариант развития событий. У нас есть корпоративная база данных, по которой видно, сколько клиентов у каждого партнера, как развиваются с ними взаимоотношения и сколько в итоге заключается сделок. Присутствие УБРиР изначально было еле заметным. Сколько контрактов заключил УБРиР, Вадим Самсонов уточнять не стал.

Александр Пластинин объясняет, что решение банка «приостановить работы по развитию направления» связано с рыночной ситуацией. Со стороны продавцов прибыльных и ликвидных предприятий не было выявлено высокого платежеспособного спроса, — утверждает г-н Пластинин. По его словам, у банка есть «более перспективные» венчурные проекты, на которые и решено направить ресурсы, предназначавшиеся ранее для развития направления по продаже готовых предприятий.

Вадим Самсонов с доводами банкиров полностью согласен: Это действительно бизнес не для них. Банк — слишком крупная и бюрократизированная компания. А покупка и продажа бизнеса — это неформализованный проект, который сложно загнать в жесткие рамки и перепоручить менеджерам. Его необходимо продвигать, «приделывать ноги». Надо постоянно думать, как продать свою услугу, где найти клиентов.

Сегодня у московского «Магазина готового бизнеса» семь партнеров, не считая УБРиР, в России и странах СНГ. Вступительный взнос составляет 90 тыс. руб. УБРиР — не первая крупная компания, отказавшаяся развивать направление покупки и продажи готового бизнеса. Г-н Самсонов рассказывает, что чуть раньше из программы «Делошоп» вышел Фондовый дом «Сельмашинвест» (Ростов-на-Дону). В итоге москвичи пересмотрели свои требования к партнерам — это должна быть небольшая фирма, для которой услуги бизнес-брокера станут приоритетным направлением деятельности. В этой работе многие вопросы требуют личного участия руководителя компании — надо выстраивать отношения с клиентами, часто неформальные. У банков есть гораздо более прибыльные направления, — пояснил Вадим Самсонов.

За последние три месяца МГБ, по словам его генерального директора, получил пять предложений о сотрудничестве от екатеринбургских организаций. Всем отказали — по правилам партнерства «Делошоп», вступить в него в каждом регионе может только одна компания. В Свердловской области партнером остается УБРиР. Вадим Самсонов: Когда ситуация прояснится, мы, видимо, обратимся к тем, кто присылал заявки. Уральский регион я считаю очень перспективным. Сейчас мы, кстати, ведем переговоры еще и с челябинской фирмой.

Пока на екатеринбургском рынке бизнес-брокерских услуг остается всего один игрок — консалтинговое партнерство «Легальный бизнес». Это очень мало, считает управляющий партнер компании Борис Карнаухов, — «все равно, что одно агентство недвижимости на город-миллионник». Для сравнения: в Москве услуги по покупке и продаже готового бизнеса оказывают не менее 15 организаций. По мнению Бориса Карнаухова, услуги бизнес-брокера УБРиР предоставлял, чтобы «просто получить опыт, попрактиковаться в оценке бизнес-проектов для других банковских операций». То, что с рынка уходит УБРиР, для нас плохо, — сетует г-н Карнаухов. — Мы хотим стать экспертами в области покупки и продажи бизнеса, для этого нужен развитый рынок, на котором есть специалисты. Легче и приятнее работать с профессионалами. А сейчас мы, по сути, одни во всем УрФО.

На место партнера МГБ «Легальный бизнес» не претендует. Борис Карнаухов: Они продают франшизу — свое имя, методики, технологии. Раньше мы хотели вступить в партнерство — нам отказали, так как уже заключили договор с УБРиР. А теперь нам это и не нужно — наработали свои методики.

Г-н Карнаухов прогнозирует, что новые бизнес-брокеры должны появиться в Екатеринбурге уже к весне — рынок очень привлекателен. Это доходное дело. Рентабельность может составлять до 300%, особенно когда речь идет о перепродаже бизнеса — покупке, доведении до ума, улучшении и реализации, — резюмировал Борис Карнаухов. Сейчас, по его словам, в Свердловской области продается более 800 предприятий.


Другие материалы по теме: