Демпинга не получилось

1 октября 2004 (13:25)

28 сентября на рынок услуг сотовой связи Свердловской области вышел новый оператор – компания «Уралсвязьинформ». Первая неделя работы компании подходит к концу, однако ни представленные ею тарифные планы, ни рекламная кампания не дали аналитикам ответа на вопрос о том, каким образом монополист на рынке услуг стационарной телефонии планирует выстраивать стратегию своего продвижения на рынке сотовой связи.

Дело в том, что конкуренция между уже существующими операторами сотовой связи в Свердловской области оценивается наблюдателями как очень жесткая. С этим утверждением согласен даже генеральный директор «Уралсвязьинформа», заявивший УрБК: «Уровень конкуренции на областном рынке сотовой связи очень высокий». На рынке уже присутствуют 3 федеральных и один региональный оператор стандарта GSM.

В таких условиях проникновение на рынок и, тем более реализация планов по его перераспределению (а Владимир Рыбакин планирует занять 30 – 40% областного рынка сотовой связи) возможна только при наличии серьезных конкурентных преимуществ, недоступных конкурентам.

Рассказывая о таких преимуществах, гендиректор УСИ отметил: «Методы, которыми «Уралсвязьинформ» собирается бороться с конкурентами - это обеспечение качественной связи, лучшее покрытие на территории области, лучшее продвижение своих услуг, продуманная тарифная политика», – сообщил В. Рыбакин

Что касается качества связи и зоны покрытия, то об этих параметрах говорить пока преждевременно: компания развернула в Свердловской области только 75 базовых станций, что не обеспечивает зоны покрытия, сопоставимой с другими участниками рынка. Возможно, ситуация изменится в будущем, но пока сеть УСИ не может считаться конкурентным преимуществом компании.

Качество кампании по продвижению услуг «Уралсвязьинформа» на областном рынке так же достаточно сложно оценить по тем 5 дням, что оператор присутствует на рынке. Однако независимые эксперты в области рекламы и связей с общественностью пока не спешат с её позитивными оценками.

Большинство аналитиков ожидало от прихода «Уралсвязьинформа» на уральский рынок нового витка «тарифной войны» и демпингового снижения цен на услуги сотовой связи. Именно через реализацию подобной стратегии на областной рынок выходили другие операторы сотовой связи. Более того, по мнению ряда наблюдателей, только предложение цен, принципиально более низких, чем у конкурентов, может позволить «Уралсвязьинформу» успешно продвигаться на свердловском рынке в условиях, когда он не может конкурировать с компаниями «большой тройки» (МТС, БиЛайн, Мегафон) по таким параметрам как роуминг, качество и количество рекламы, в том числе – на федеральном уровне, количество представительств и центров подключения.

Между тем, надежды на демпинговое снижение цен «Уралсвязьинформом» не оправдались. Компания вышла на рынок Свердловской области с тремя линейками тарифных планов – «семейством» «Радуга», «Капитал» и «de Lux». Наблюдатели оценивают их как «сбалансированные», но не видят ничего революционного по сравнению с предложениями операторов, давно присутствующих на рынке. Практически все предложенные тарифы имеют соответствующие аналоги в продуктовом ряду конкурентов.

По мнению экспертов, существенной экономии при использовании тарифов УСИ можно достичь только в «специфических» условиях: например, при разговорах внутри сети или при частых звонках на городские телефоны (тарифы «Уралсвязьинформа» не предусматривают различия стоимости трафика в зависимости от того, поступает он на сотовый или стационарный телефон). Но сложно представить, что стратегия продвижения на рынок области строится на преимуществах, столь неочевидных рядовому абоненту.

Кроме того, на тарифных планкой семейства «Радуга», рассчитанных на рядового потребителя, в целях экономии не распространяются дополнительные услуги компании, такие как роуминг, система сервиса абонента, мобильный интернет (WAP, GPRS), передача мультимедийных сообщений. Данные услуги вообще не предусмотрены этим тарифным планам, и если пользователь изъявит желание их получить, ему придется за отдельную плату переподключиться на более дорогой тариф.

В то же время, по мнению экспертов, даже если тарифные планы УСИ и имеют некоторые конкурентные преимущества перед тарифами других операторов, то они полностью нивелируются платой за подключение, от которой давно отказались все остальные операторы Свердловской области. Так, на тарифах семейства «Радуга» такая плата достигает 120 руб. (платеж при подключении составляет 300 руб., из которых на счет абонента перечисляются только 180), подключение к тарифу «Радуга. Фристайл» (все входящие бесплатно) – 990 руб., а отдельные тарифы семейства «Капитал» подключаются только за 6.000 руб.

Таким образом, те конкурентные преимущества, с помощью которых «Уралсвязьинформ» планирует занять 30 – 40% рынка сотовой связи в Свердловской области, остаются неясными для экспертов.


Другие материалы по теме: