Инвестиции в культуру: возможности и перспективы

В Екатеринбурге состоялось заседание круглого стола «Бизнес и культура: цена культуры и культура денег».

Организаторы круглого стола «Бизнес и культура: цена культуры и культура денег» поставили перед собой задачу организовать конструктивный диалог культуры и бизнеса, направленный на поиск точек взаимодействия, путей взаимовыгодного сотрудничества, способов выстраивания равноправных и партнерских отношений между представителями мира искусства и мира финансов.

В ходе дискуссии приняли участие представители как культурной сферы, так и деловой элиты Урала.

Цена культуры

Открывая дискуссию о взаимодействии бизнеса и культуры в современном обществе, председатель правления Екатеринбургского Союза писателей Юрий Казарин отметил, что, хотя представители делового сообщества и творцы современной культуры существуют в одну и ту же эпоху, образы этой эпохи и базисные ориентиры их деятельности существенно различаются. По словам Юрия Казарина, с точки зрения деловых людей, настоящее – это прежде всего «абсолютная свобода: свобода слова, свобода выбора, свобода денег, свобода предпринимательства». С другой стороны, для деятелей современной культуры и искусства более типичным является следующее умонастроение: «Каждый понимает каким-то шестым чувством, некой интуицией, что что-то в этой жизни все-таки не так», – описал этот взгляд на реалии настоящего Юрий Казарин. По его мнению, аномальный характер создавшейся ситуации определяется тем, что традиционно противостоявшие друг другу культурные и цивилизационные аспекты российского общества в новых условиях оказались не способны на какое-либо, пусть даже и конфликтное, взаимодействие: «Цивилизация и культура стали расходиться, перестали признавать друг друга. Все ощущают этот распад», – считает Юрий Казарин. Председатель Екатеринбургского Союза писателей отметил также, что, по его мнению, создавшаяся ситуация оказывает неблагоприятное влияние на развитие данной организации: «Культура в целом и Союз писателей переживает тяжелые времена, потому что бизнесмены, финансисты и экономисты скованы своими проблемами», – сообщил он.

Глобальные истоки отмеченного председателем правления Екатеринбургского Союза писателей феномена культурно-цивилизационного распада были сформулированы Председателем Правления ОАО «Меткомбанк» Рустамом Маматовым. По его мнению, фундаментальное расхождение жизненных позиций современных «культур-трегеров» и российской бизнес-элиты является частным выражением развернувшегося на планетарном уровне противостояния двух миров: «мира национальных государств» и «мира транснациональных корпораций». Естественным результатом деятельности корпораций является разрушение национальных механизмов самоидентификации и, прежде всего, национальных культур, причем степень этого деструктивного воздействия напрямую зависит от уровня, на котором находится самосознание нации: «Чем выше уровень развития нации, тем больший ущерб ей наносят корпорации», – отметил Рустам Маматов.

Таким образом, вопрос о налаживании новой системы взаимодействий между бизнесом и культурой есть, по его словам, «вопрос о выживании, вопрос о сохранении нашего общества и нашей страны в том смысле, который вкладывает в этот термин Лев Гумилев, вопрос о сохранении евразийской культуры».

Председатель правления ОАО «Меткомбанк» отметил также, что, хотя в идеальном случае культура является основой государственной идеологии, в практическом взаимодействии с бизнесом культура и государство могут выступать как относительно независимые факторы. В частности, современное российское государство не вполне четко осознает идеологическую функцию национальной культуры: «В данный момент мы не имеем вообще никакой идеологии, точнее, нам внушают идеологию, чуждую нашему менталитету», – считает Рустам Маматов.

Эта мысль получила своеобразное развитие в выступлении прозаика Владислава Крапивина, которое было посвящено судьбам детской литературы в современной России: «У предыдущей власти было понимание того, что общество не сможет полноценно развиваться, если не будет обеспечено воспитание, в частности, воспитание литературным словом подрастающего поколения. В результате советская детская литература была лучшей в мире, это общепризнанный факт, – считает Владислав Крапивин. – Так, в Советском Союзе журнал «Пионер» издавался тиражом в 1,5 миллиона экземпляров, а наименьший тираж детской книги составлял 100 тысяч. В настоящее время тираж «Пионера» – 5 тысяч экземпляров, а максимальный тираж книг – 10 тысяч».

«Сегодня нам говорят о необходимости воспитания в детях патриотизма, но это невозможно в отсутствие полноценной детской литературы, – завершая свое выступление, отметил Владислав Крапивин. – Случай в Беслане вызвал всеобщее потрясение. Но, говоря об этих детях, мы забываем о том, что в нашей стране от двух до пяти миллионов беспризорных детей, которых тоже нужно жалеть и воспитывать. Я не вижу иного способа для воспитания подрастающего поколения, нежели словом».

Проблемы взаимодействия

Естественно, не любые культурные проекты могут и должны поддерживаться в рамках меценатской деятельности бизнесменов. Так, по словам участника круглого стола, депутата Областной думы Ильи Борзенкова, «в культуре, как и в бизнесе, существуют отрасли, которым не требуется поддержка, а нужны инвестиции. Отдельные отрасли культуры могут быть вполне успешными с экономической точки зрения, привлекать инвестиции и приносить прибыль. Это может быть шоу-бизнес, это может быть издательский бизнес. Но есть и отрасли, с которыми связана национальная безопасность, и они не могут быть самоокупаемыми. Такие сферы культуры должны финансироваться за счет государства и бизнеса».

«Пока мы не поймем, какая часть культуры должна перейти на самоокупаемость, а какой необходима финансовая помощь, наша культура и дебаты вокруг нее грозят превратиться в шоу, балаган и демагогию. В такой ситуации финансирование на реализацию своих проектов будут получать не те, кто этого действительно достоин, а те, кто имеет знакомства в определенных кругах и знает подходы к источникам финансирования», – отметил Илья Борзенков.

В этой связи участниками обсуждения было высказано мнение о том, что сложившиеся в условиях недооценки государством системообразующего значения национальной культуры отношения между культурой и бизнесом также требуют существенной оптимизации. В частности, представлявшие в ходе дискуссии региональное банковское сообщество Рустам Маматов и Борис Дьяконов в своих выступлениях отметили, что в современных условиях финансирование культурных проектов в тех случаях, когда оно не рассматривается как выгодное вложение свободных средств, осуществляется исключительно «по знакомству» либо в целях повышения престижа корпорации. При этом даже такая помощь не приводит к систематической поддержке бизнесом культуры, а выражается в форме единичных финансовых вливаний, не меняющих ситуацию по существу.

Это приводит к восприятию некоторыми деятелями культуры и искусства сложившейся ситуации как «нормальной» и «оправданной». Так, выступая на заседании круглого стола, драматург Николай Коляда заявил, обращаясь к представителям творческой интеллигенции: «Люди культуры не должны ничего просить у бизнеса. Бизнесмены рано или поздно сами принесут им деньги. Но сейчас никто не даст денег просто так. Работай, пластайся, выкручивайся сам».

О психологических затруднениях, порой препятствующих налаживанию стабильных отношений между деловыми людьми и творцами современной культуры, рассказал также Илья Борзенков: «Зачастую между бизнесменами и людьми культуры просто нет взаимного понимания и доверия. Представители творческой интеллигенции считают бизнесменов «людьми не своего уровня» и, прося у них денег, они как бы снисходят, «позволяют» дать им средства на реализацию тех или иных культурных проектов. В свою очередь, бизнесмены считают, что отношения с людьми культуры могут строиться на принципах подчиненного положения последних. Пока не будет равных отношений, проблемы будут существовать. И на таких встречах, как эта, могут быть найдены пути преодоления этих проблем».

Перспективы сотрудничества

Таким образом, по мнению участников круглого стола, состояние общества в целом определяется, прежде всего, трехсторонним взаимодействием культуры, государства и бизнеса. В современных условиях принципы взаимодействия государства и культуры достаточно ясны: «Что касается государства, то оно должно организовать механизм поддержки культуры таким образом, чтобы для бизнес-сообщества поддержка социальных и культурных проектов была не только престижной, но и выгодной, чтобы социальный капитал бизнеса не сводился к характеристикам имиджа его владельцев», – заявил Рустам Маматов. «Эти механизмы могли бы быть сформулированы государством в виде определенных льгот, позволяющих бизнесменам поддерживать культурные проекты», – уточнил свою мысль Председатель правления ОАО «Меткомбанк».

В случае успешной реализации этих механизмов, по мнению Ильи Борзенкова, «ситуация в культуре должна напоминать платное здравоохранение: есть платные услуги, которые доступны не всем, и есть обязательный минимум. Одна из функций государства – обеспечение культурного развития своих граждан, хотя бы на уровне этого минимума».

В этой ситуации возможные действия представителей бизнес-сообщества также достаточно предсказуемы: «Что касается бизнеса, то от бизнеса нужны деньги. И деловые люди будут вкладывать их туда и только туда, где эти вложения оправдают себя, – отметил Рустам Маматов. – Таким образом, ключом к решению глобальной проблемы взаимодей ствия культуры, государства и бизнеса является наличие механизма поддержки государственными и частными структурами развития национальной культуры. Наличие такого механизма может стать весомым аргументом в пользу сохранения нашего общества и нашей страны».

Кроме того, в ходе диалога стороны пришли выводу о том, что на сегодняшний день назрела настоятельная потребность начать движение представителей бизнеса и культуры к лучшему взаимопониманию.


Другие материалы по теме: