«Уральский Рабочий» и Елена Мационг: «Их снова спустили с поводка. Кто виноват в сезонном повышении цен?»

5 ноября 2004 (11:49)

Сезонное всеобщее повышение цен у нас действительно превратилось во что-то вроде национальной русской забавы. Каждую весну и осень оно наступает так же неизбежно, как и эти времена года. Но что такого происходит под осень, что колбаса вдруг начинает «скакать», а молоко «вскипать»? Чем вообще обосновано всякое сезонное повышение цен? – В том-то и дело, что оно, по сути ничем не обосновано, – эмоционально замечает директор Института экономики УрО РАН Александр Татаркин. – Все дело в самой порочной системе ценообразования, сложившейся у нас в стране.

Вот, казалось бы, уже пятнадцать лет у нас действуют рыночные отношения, которые по логике должны сами по себе приводить если не к снижению, то по меньшей мере к стабилизации цен. За счет конкурентной борьбы за потребителей, за счет снижения затрат на производство, в результате внедрения новых технологий, и так далее. Но ведь этого не происходит, потому что в стране, и область не исключение, до сих пор действуют не столько рыночные, сколько административные рычаги влияния на формирование цен. Причем иногда последние явно преобладают, – продолжает А Татаркин. – Сформировалось даже что-то вроде такой осенне-весенней психологии. Нефтяные, газовые, энергетические компании, как правило, к осени, к уборке, начинают медленно, а иногда и резко повышать цены на горюче-смазочные материалы, на электроэнергию, то есть, по сути, под тот урожай, который крестьяне иногда еще и убирать-то не начинали. В результате затраты на уборку растут, корма дорожают, себестоимость мяса, молока повышается. Добавьте к этому пресс транспортных расходов – и выйдет, что село окажется крайним звеном, которое ощущает на себе как раз все издержки внерыночного давления на рынок. Ну а дальше – начинается виток торговых накруток, которые тоже, как правило, не имеют под собой весомых оснований. В результате весь этот процесс начинает действительно представлять из себя настоящую кампанию по повышению цен. Причем на все социально значимые услуги и товары.

То, что цены у нас неожиданно начинают повышаться без всяких на то веских причин, можно сказать, с потолка, доказывает, по словам Александра Татаркина, хотя бы то, как принимаются решения о повышении тарифов на заседаниях местной энергетической комиссии. Как правило, не предъявляется никаких значимых экономических оснований, детальных расчетов, обосновывающих повышение тарифов, для частников, к примеру, на 20 процентов, а для предприятий – на 14.

– Почему не выше и не ниже – непонятно, – отмечает Александр Татаркин. – Когда начинаем спрашивать, а почему, говорят примерно следующее: у нас сейчас разница в оплате – одни платят столько-то за киловатт, а другие меньше. Но это что – экономический критерий?! Да вы докажите, почему вы хотите поднять цены именно для этой категории.

Энергетики в этом плане, конечно, не исключение. Не выдерживает никакой критики аргументация при повышении цен железнодорожными и авиаперевозчиками.

– Это же несерьезно, когда в качестве аргумента выдвигается, к примеру, то, что повысились цены на топливо где-нибудь в Урюпинске, – замечает Александр Татаркин.

Ко всему, в повышении цен в последнее время начинают проявляться совершенно новые современные технологии. Умело запускается в массовое сознание слух, который приводит к тому, что какую-то категорию товара резко начинают скупать. При особом старании можно и вовсе мастерски вызвать ажиотажный спрос. Иногда устраиваются настоящие игрища. Взять, к примеру, ситуацию на хлебном рынке, сложившуюся весной нынешнего года. Тогда различные предприятия, в том числе и зерноперерабатывающие, начали резко скупать зерно, создавать запасы как раз под влиянием искусственно созданного ажиотажного спроса, страха перед тем, что возникнет дефицит зерна перед сбором нового урожая. В результате на рынке увеличился разрыв между спросом и предложением. Цены поползли вверх. К слову, сдержать резкий рост цен на хлеб тогда удалось только благодаря вмешательству властей.

Ну а что же наши антимонопольные структуры, заметит въедливый читатель, ведь они-то как раз и созданы для того, чтобы внимательно следить за тем, чтоб с ценами никто и не помышлял играть, пресекать корпоративные сговоры и среди монополистов, и среди «сошек рангом поменьше» (к слову, корпоративные сговоры, по мнению специалистов, в разной степени время от времени проявляются во всех без исключениях отраслях и сферах).

– Я скажу начистоту, антимонопольные структуры у нас практически бездействуют, – говорит А. Татаркин. – Да, они должны заниматься поиском компаний-беспредель-шиков на рынке, которые повышают цены без достаточных на то экономических оснований. Но они в ответ начинают открещиваться, говорят, что доказать это практически невозможно, что у них мало полномочий.

К слову, не только межсезонье – любимый период для желающих пожонглировать ценами. Сразу после новогодних праздников сам бог велел взвинтить цены. Впрочем, это уже другая история.

Как правило виновато в этом бывает уже само государство. Проиндексировав зарплаты бюджетникам, власти как огня начинают опасаться роста уровня инфляции. Как его остановить? Очень просто – поднять цены. Прежде всего, опять же на нефть, газ и энергию. На то, что в большей степени находится под контролем государства. В результате инфляция моментально съедает все благие намерения.

Кстати

Реальный уровень инфляции, по мнению ученых Института экономики, далек от объявляемого властями. Так, если сейчас он, по официальным данным, составляет около десяти процентов, то его реальные показатели держатся на отметке 15 – 16%» Об этом говорит целый ряд косвенных экономических данных, в том числе и показатели роста цен.


Другие материалы по теме: