«Уральский рабочий» и Владимир Яковлев ожидают «Ускоренный поезд через Европу»

19 ноября 2004 (13:16)

В «Уральском рабочем» за 1 ноября были подняты проблемы создания складского хозяйства, которые обсуждались на заседании Программного совета при рассмотрении стратегического проекта «Система современных транспортно-логистических центров». Не менее сложной является и транспортная составляющая проекта.

Как известно, через страну с запада на восток пройдет второй международный транспортный коридор – МТК-2, что значительно повысит конкурентоспособность транспортной системы России и превратит экспорт транзитных услуг в один из крупнейших источников доходов. Екатеринбург, благодаря своей «географии», станет одним из транспортно-логистических столпов МТК-2. Но чтобы это время настало, надо проделать громадную работу по созданию инфраструктуры. Правительство России ежегодно намерено выделять до двух миллиардов рублей на развитие транспортной сети в рамках МТК-2. Невелики, конечно, деньги на российскую часть коридора, но предполагается на каждый рубль бюджетных средств привлекать 5 – 6 руб. частных инвестиций. Кроме того, возможно и участие международных финансовых институтов. По оценке руководящего комитета МТК-2, общие затраты на развитие коридора в ближайшие годы составят 4,6 миллиарда евро. И не грех администрации города лоббировать интересы Екатеринбурга на федеральном и международном уровне для того, чтобы получить дополнительные финансовые ресурсы.

Тем более что затраты предстоят громадные. И вытекают они из существующих реалий. Ну вот, скажем, логистические компании, имеющие западный опыт, предпочитают доставлять грузы автомобильным транспортом. Иностранные перевозчики уже сейчас превалируют на наших дорогах. А что произойдет после вступления России в ВТО и продления МТК-2 до Екатеринбурга? Как считает

гендиректор ОАО «Евроазиатский международный транспортно-логистический центр» Семен Шавзис, автомобилисты Урала не смогут составить значительную конкуренцию европейским перевозчикам и со временем возрастет зависимость от иностранного транспорта в импорте и экспорте.

Значит, нужна серьезная альтернатива. Достойно конкурировать с автомобильной доставкой могут контейнерные перевозки по железной дороге, и они дают преимущество Екатеринбургу. С середины 90-х годов прошлого века началось развитие технологий по перевозке контейнеров в ускоренных поездах. Сейчас реально доставлять грузы в контейнерах от Роттердама до Екатеринбурга за 12 – 14 дней, а грузы с Дальнего Востока полностью перевозятся по железной дороге. По региону контейнеры развозятся уже автомобилями, причем этот транспорт принадлежит местным компаниям, которые платят налоги в городскую казну.

По прогнозам компании «Делойт и Туш», контейнерные перевозки ежегодно будут увеличиваться на 10%. Поэтому, как подчеркивалось на заседании Программного совета, очень важно объединить усилия с ОАО «Российские железные дороги» по созданию в городе современного контейнерного терминала. Наилучшим решением является развитие существующего терминала на станции Гипсовой. Заместитель главного инженера Свердловской железной дороги Борис Колесников считает это предложение правильным, тем более что на первом этапе будут использоваться существующая инфраструктура и технология перевозочного процесса. Очень важно, считают специалисты, сохранить концентрацию железнодорожной перевозки контейнеров на одном терминале, что позволит оптимально использовать его мощности, платформы и контейнеры, а также уменьшит пробег вагонов через территорию города, сократит выход контейнеровозов на его улицы. Предполагается, что со станции Гипсовой контейнеры на ТЛЦ «Северный» будут доставляться по внутреннему автомобильному коридору. Да и вообще складские комплексы будут размещаться так, чтобы подъезд к ним большегрузных автомобилей был с серединного кольца – улиц Шефской, Базовой, объездной дороги.

Сюда же, в транспортно-логистический центр «Северный», предполагается вынести станцию Свердловск-Товарный, которая принимает местные грузы. Но с ними работает и станция Свердловск-Сортировочная, в частности, ее четная система. И прежде чем выносить Товарную, надо развить технические возможности этой самой четной системы Сортировки. Проект реконструкции готов, началась его реализация, но работы — непочатый край.

Свердловская железная дорога готова участвовать в выполнении стратегического Проекта, в частности, в развитии ТЛЦ «Северный». А со своей стороны ее руководители предлагают использовать информационные технологии, которые с успехом применяются на железной дороге. Совместное их развитие обеспечит транспортно-логистическим центрам города комфортное информационное пространство на территории России.

Как ни странно, но в Екатеринбурге очень мало экспортных грузов. А импортных очень много. Они прибывают в иностранных контейнерах. Специалисты считают, что их можно использовать для перевозки экспортных товаров, производящихся в других регионах. Но для этого необходимо иметь так называемые контейнерные депо. Они могут быть устроены на простаивающих заводских площадках, могут быть приближены к контейнерным терминалам. Развитие таких депо привлечет в Екатеринбург дополнительные объемы импортных грузов, город станет более активно участвовать в экспорте товаров. Кроме того, освоение дополнительных объемов контейнерных перевозок

«потянет» и развитие автотранспортных предприятий. По подсчетам специалистов, парк большегрузных автомобилей должен вырасти не менее чем на 250 единиц.

По сути в Екатеринбурге закладывается строительство новой современной отрасли – транспортно-логистической инфраструктуры, которая усилит его доминирующую роль на Урале как грузоперерабатывающего центра. Задача насколько сложная, настолько и интересная. Важно, чтобы вся комплексная инфраструктура развивалась одновременно. И склады, и терминалы, и автопредприятия. По мнению компании «Делойт и Туш», в Екатеринбурге имеется не только острая потребность, но и все необходимые условия для строительства ТЛЦ. В том числе высокий потенциал транспортной инфраструктуры, наличие стратегии развития отрасли, большой спрос на складские услуги, интерес крупных логистических операторов.

А для новой отрасли нужны кадры, которых раньше высшая школа не готовила. Сейчас, правда, в УрГУПС, УГТУ-УПИ, УрГЭУ готовят специалистов со знанием основ логистики, но при этом им не хватает практических навыков. Да, собственно, и где их приобретать, если «практика» только-только зарождается? Новой отрасли понадобятся не только менеджеры, но и среднетехнический персонал, и высококвалифицированные рабочие, умеющие работать на современных механизмах, владеющие компьютером. И как считают разработчики стратегического проекта, было бы логичным, чтобы уже при выделении земли под строительство транспортно-логистических центров будущие логистические операторы размещали заказ на подготовку кадров в местных учебных заведениях. Вот тогда все сольется в единое целое, и ускоренный поезд через Европу станет не экзотикой, а обыденной реальностью.


Другие материалы по теме: