Уральский рабочий и Евгений Катыхин сообщают: «Депутат устроил саботаж»
3 декабря 2004 (13:47)
Российские потребители рискуют остаться без защиты
Чтобы создать видимость непрерывной работы и оправдать средства, в них вкладываемые, депутаты разных уровней постоянно ворошат законы, совершенствуют их или, наоборот, ухудшают.
Зачастую поправки, вносимые народными избранниками, не влияют на жителей государства непосредственно. Однако во всем есть свои исключения.
26 ноября Государственная Дума приняла в третьем чтении поправки в Федеральный закон «О защите прав потребителей». И прошли бы эти поправки незамеченными, если бы активные правозащитники на местах не привлекли к ним внимание общественности. В Екатеринбурге разъяснили прессе положительные и отрицательные стороны модернизированного закона председатель Комитета по защите прав потребителей администрации города Андрей Артемьев и председатель Свердловского областного общества «Гарант» Анатолий Яковлев.
Начнем с хорошего. Пожалуй, самым приятным пунктом в списке принятых поправок стал так называемый «период охлаждения при дистанционных покупках». Этот пункт — попытка урегулировать деятельность теле- и интернет-магазинов, столь популярных в последнее время. Ведь нередки ситуации, когда телезритель под впечатлением рекламы берет трубку и заказывает все подряд. А уже после хватается за голову и судорожно думает, зачем ему нужен псевдоциркониевый браслет или уникальная картофелечистка? Теперь потребитель, сделавший дистанционную покупку, имеет право отказаться от товара без объяснения причин в промежуток времени от заказа до получения, а также в течение недели после его доставки. Даже если товар просто не понравился.
Есть, правда, одна оговорка. Поправки распространяются только на зарегистрированные интернет-магазины, в то время как половина подобных предприятий в стране работает без лицензии.
Принять меры к урегулированию сетевой торговли депутатов заставили многочисленные жалобы граждан, которые пострадали от недобросовестных виртуальных продавцов. Одна из поправок предусматривает законодательное закрепление права покупателей на судебное обжалование качества товара, приобретенного в интернет-магазинах с целью обмена или возврата.
Внесены поправки для производителей пищевых продуктов, использующих для изготовления своей продукции генетически модифицированные источники. Если раньше рядовой гражданин мог употребить на обед тарелку мутантов, совершенно об этом не подозревая, то теперь производитель обязан размещать информацию о содержании ГМ-компонентов, независимо от их количества, прямо на упаковке.
Новые поправки ужесточают сроки ремонта сломанного товара. Раньше в течение гарантийного срока потребитель мог потребовать ремонта, но ремонтировать покупку могли сколько угодно, и товары порой годами лежали в сервисных центрах. Теперь эти сроки упорядочены федеральным законом.
Однако не все так радужно, как может показаться
юридически неподкованному гражданину. И от опытного взгляда правозащитников не ускользнули поправки, предложенные пермским депутатом Юрием Медведевым, ущемляющие и умаляющие права потребителей.
— В законе «О защите прав потребителей», — делится переживаниями Андрей Артемьев, — черным по белому написано, что «все иные законы и нормативные акты, которые регулируют правила деятельности, должны приниматься в соответствии с Законом «О защите прав потребителей». То есть не могут приниматься без учета ваших интересов. Медведев предложил следующее: «Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом РФ и другими федеральными законами и принимаются в соответствии с ними». Депутат дает потенциальную возможность таким структурам, как энергетики, транспортники, система ЖКХ, принимать удобные для себя правила предоставления услуг.
Закон «О защите прав потребителей» — единственный закон, признающий неравенство сторон в договоре. По словам правозащитников, он устанавливает систему, в которой у потребителя есть только права, а у предпринимателя — только обязанности. Новые поправки принципиально исправили ситуацию. Теперь «правительство вправе издавать для потребителя и продавца правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров». А значит, появятся правила покупки обуви, похода в театр, посещения баров, при несоблюдении которых предприниматель может отказать вам в предоставлении услуг.
— В Конституции написано, — продолжает Андрей Артемьев, — «в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». Поправки Медведева носят не только недружелюбный потребителю, но и откровенно антиконституционный характер. Они направлены на последовательную ликвидацию закона «О защите прав потребителей». Наши депутаты до сих пор мыслят макроэкономическими категориями. Они считают, что облегчив жизнь предпринимателям, смогут поставить страну на ноги. Уроки истории не идут им впрок.
Чтобы создать видимость непрерывной работы и оправдать средства, в них вкладываемые, депутаты разных уровней постоянно ворошат законы, совершенствуют их или, наоборот, ухудшают.
Зачастую поправки, вносимые народными избранниками, не влияют на жителей государства непосредственно. Однако во всем есть свои исключения.
26 ноября Государственная Дума приняла в третьем чтении поправки в Федеральный закон «О защите прав потребителей». И прошли бы эти поправки незамеченными, если бы активные правозащитники на местах не привлекли к ним внимание общественности. В Екатеринбурге разъяснили прессе положительные и отрицательные стороны модернизированного закона председатель Комитета по защите прав потребителей администрации города Андрей Артемьев и председатель Свердловского областного общества «Гарант» Анатолий Яковлев.
Начнем с хорошего. Пожалуй, самым приятным пунктом в списке принятых поправок стал так называемый «период охлаждения при дистанционных покупках». Этот пункт — попытка урегулировать деятельность теле- и интернет-магазинов, столь популярных в последнее время. Ведь нередки ситуации, когда телезритель под впечатлением рекламы берет трубку и заказывает все подряд. А уже после хватается за голову и судорожно думает, зачем ему нужен псевдоциркониевый браслет или уникальная картофелечистка? Теперь потребитель, сделавший дистанционную покупку, имеет право отказаться от товара без объяснения причин в промежуток времени от заказа до получения, а также в течение недели после его доставки. Даже если товар просто не понравился.
Есть, правда, одна оговорка. Поправки распространяются только на зарегистрированные интернет-магазины, в то время как половина подобных предприятий в стране работает без лицензии.
Принять меры к урегулированию сетевой торговли депутатов заставили многочисленные жалобы граждан, которые пострадали от недобросовестных виртуальных продавцов. Одна из поправок предусматривает законодательное закрепление права покупателей на судебное обжалование качества товара, приобретенного в интернет-магазинах с целью обмена или возврата.
Внесены поправки для производителей пищевых продуктов, использующих для изготовления своей продукции генетически модифицированные источники. Если раньше рядовой гражданин мог употребить на обед тарелку мутантов, совершенно об этом не подозревая, то теперь производитель обязан размещать информацию о содержании ГМ-компонентов, независимо от их количества, прямо на упаковке.
Новые поправки ужесточают сроки ремонта сломанного товара. Раньше в течение гарантийного срока потребитель мог потребовать ремонта, но ремонтировать покупку могли сколько угодно, и товары порой годами лежали в сервисных центрах. Теперь эти сроки упорядочены федеральным законом.
Однако не все так радужно, как может показаться
юридически неподкованному гражданину. И от опытного взгляда правозащитников не ускользнули поправки, предложенные пермским депутатом Юрием Медведевым, ущемляющие и умаляющие права потребителей.
— В законе «О защите прав потребителей», — делится переживаниями Андрей Артемьев, — черным по белому написано, что «все иные законы и нормативные акты, которые регулируют правила деятельности, должны приниматься в соответствии с Законом «О защите прав потребителей». То есть не могут приниматься без учета ваших интересов. Медведев предложил следующее: «Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом РФ и другими федеральными законами и принимаются в соответствии с ними». Депутат дает потенциальную возможность таким структурам, как энергетики, транспортники, система ЖКХ, принимать удобные для себя правила предоставления услуг.
Закон «О защите прав потребителей» — единственный закон, признающий неравенство сторон в договоре. По словам правозащитников, он устанавливает систему, в которой у потребителя есть только права, а у предпринимателя — только обязанности. Новые поправки принципиально исправили ситуацию. Теперь «правительство вправе издавать для потребителя и продавца правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров». А значит, появятся правила покупки обуви, похода в театр, посещения баров, при несоблюдении которых предприниматель может отказать вам в предоставлении услуг.
— В Конституции написано, — продолжает Андрей Артемьев, — «в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». Поправки Медведева носят не только недружелюбный потребителю, но и откровенно антиконституционный характер. Они направлены на последовательную ликвидацию закона «О защите прав потребителей». Наши депутаты до сих пор мыслят макроэкономическими категориями. Они считают, что облегчив жизнь предпринимателям, смогут поставить страну на ноги. Уроки истории не идут им впрок.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Председатель комитета по защите прав потребителей Андрей Артемьев: Новая ре ...
- С принятием поправок в закон «О защите прав потребителей» суд сможет налага ...
- С принятием поправок в закон «О защите прав потребителей» суд сможет налага ...
- Депутаты Государственной Думы приняли в третьем чтении поправки к закону «О ...
- Госдума приняла в первом чтении поправки в закон «О защите прав потребителе ...