ОАО «Уралхиммаш»: конфликты

Аналитический бюллетень «VIP-консультант» рассматривает ситуацию, сложившуюся вокруг ОАО «Уралхиммаш».

Уральский завод химического машиностроения был создан в Екатеринбурге в 1942 году на базе эвакуированного из Киева завода «Большевик». На протяжении нескольких десятилетий он был одним из головных предприятий советского химического машиностроения, обслуживая, в первую очередь, нефтехимическую отрасль, атомную энергетику, а также сферу наукоемкой химической промышленности. Предприятие являлось монополистом на отечественном рынке электролизеров для получения водорода и кислорода, рулонированного оборудования для производства аммиака и удобрений, крупнейшим производителем вакуумных фильтров для нефтяной и пищевой промышленности, шаровых резервуаров для хранения газов и жидких углеводородов, оборудования для добычи и переработки нефти и газа.

В начале 90-х завод, как и всё российское машиностроение, пережил время глубокого кризиса, производство во многих цехах было полностью остановлено, рабочий коллектив подвергся сокращениям, общий объем выпускаемой продукции сократился в десятки раз. Кроме того, предприятие не раз становилось объектом имущественных конфликтов, пока в 2001 году не вошло в качестве отдельного подразделения в Промышленную Группу «Уралинвестэнерго», составив примерно третью часть её активов.

В 2002 году на предприятии была начата реализация программы по выводу «Уралхиммаша» из экономического и производственного кризиса. Была проведена реструктуризация производства, возобновлена работа основных цехов, вновь начато производство основных видов продукции предприятия. Возобновлению работы предприятия способствовал устойчивый спрос на высокотехнологичную продукцию «Уралхиммаша» как со стороны нефтехимической отрасли, так и со стороны энергетики. В течение года завод получил несколько дорогостоящих контрактов на производство и поставку индивидуального крупнотоннажного оборудования для нефтехимии и металлургии. Среди заказчиков предприятия оказались такие компании как ЛУКойл, Славнефть, Роснефть, Сибнефть, ЮКОС, Татнефть, Сибур, Газпром, Норникель, Белоярская АЭС.

Выполнение данных контрактов позволило предприятию начать комплексную модернизацию оборудования, обновление производственного парка. Однако после двух лет динамичного развития в рамках ПГ «Уралинвестэнерго» предприятие вновь оказалось в ситуации, которую ряд экспертов оценивает как кризисную.

Распродажа активов

Новый кризис в судьбе «Уралхиммаша» традиционно связывается с конфликтом менеджмента Промышленной группы «Уралинвестэнерго», в которую входит предприятие, с её бывшим генеральным директором и акционером Андреем Ахтямовым, который впоследствии перерос в информационное и юридическое противостояние менеджмента и части акционеров компании. ОАО «Уралхиммаш», являющееся одним из наиболее ценных активов группы, оказалось в центре данного противостояния.

Стремление менеджмента ПГ «Уралинвестэнерго» сохранить контроль над ОАО «Уралхиммаш» привело к смене высшего менеджмента предприятия. От должности генерального директора завода был отстранен Дмитрий Тихонов, вместе с ним завод покинули члены его команды. На его место был назначен более лояльный гендиректору ПГ «Уралинвестэнерго» Вадиму Губину Василий Бурага. Изменения в управленческой команде отразились на политике завода. В частности, одним из шагов нового менеджмента предприятия стал курс на постепенную распродажу собственности завода.

Так, в ходе Евро-Азиатского форума инвестиций и инноваций «Инвестпроектэкспо 2004», прошедшего в Екатеринбурге в ноябре, руководство предприятия объявило о выставлении на продажу части промышленной недвижимости завода. В число объектов, предназначенных к продаже, вошли 9 промышленных зон вместе с оборудованием, ряд зданий и сооружений промышленного и офисного назначения, входящих в заводской комплекс «Уралхиммаша». Посредником при продаже активов выступает ЗАО «Промнедвижимость», созданное при участии менеджмента ПГ «Уралинвестэнерго».

«По имеющейся у меня информации, имущество ОАО «Уралхиммаш» в виде зданий и сооружений передается в ЗАО «Промнедвижимость» для последующей срочной продажи», – заявил генеральный директор «Уральской долговой корпорации» Алексей Баранов.

Данную информацию подтверждают и на предприятии. «В настоящее время «Уралхиммаш» действительно занимается продажей непрофильных активов», – отметили в пресс-службе ОАО «Уралхиммаш».

Руководство предприятия отмечает, что распродажа помещений завода производится на законных основаниях и является одним из шагов по превращению территории «Уралхиммаша» в так называемые «технопарки». На освобождаемые территории привлекаются предприятия малого и среднего бизнеса. При этом, по мнению ряда наблюдателей, руководство достаточно вольно трактует само понятие «технопарк». Постановление Правительства Свердловской области «О создании технопарков на земельных участках, находящихся в государственной собственности, располо женных на территории Свердловской области …» требует от технопарков обязательной инновационной составляющей. Эксперты пола-гают, что распродажа имущественных комплексов, происходящая сегодня на «Уралхиммаше», данному требованию не соответствует.

«По имеющейся у нас информации, портфель заказов «Уралхиммаша» составляет 740 миллионов рублей, и в это же время принадлежащие ему помещения выставляются на продажу», – заявил, комментируя данную ситуацию, исполнительный директор «Фонда обманутых акционеров «Уралинвестэнерго» Александр Предеин.

«Как мне стало известно, ЗАО «Промнедвижимость» собирается выставить на продажу даже знаменитый сороковой цех «Уралхиммаша». Я не понимаю, что же тогда останется от завода, и каким образом будет производиться оборудование, которое надеются получить заказчики «Уралхиммаша», – отметил он.

Имущественные претензии

В середине ноября ОАО «Уралхиммаш» оказалось связано с еще одним имущественным конфликтом. О своих претензиях на 24% акций предприятия заявил предприниматель Павел Федулев, ранее уже предъявлявший свои права на завод.

Согласно заявлению, распространенному пресс-службой предпринимателя, несколько лет назад Федулев владел крупным пакетом акций ОАО «Уралхиммаш». Около 24% акций были оформлены на компанию «Тревор Трейдинг ЛТД». Пресс-служба Павла Федулева заявляет, что в начале 2001 года руководство ПГ «Уралинвестэнерго» обеспечило решение Железнодорожного суда Екатеринбурга, в результате которого 24% акций ОАО «Уралхиммаш» были переведены с «Тревор Трейдинг ЛТД» на компании, подконтрольные ПГ «Уралинвестэнерго». Также в заявлении Павла Федулева отмечалось, что решение Железнодорожного суда впоследствии было отменено Арбитражным судом Свердловской области, но предприниматель не смог вернуть себе пакет акций, так как он был переведен руководством ПГ «Уралинвестэнерго» на иные структуры. На этом основании Павел Федулев заявил о своих правах на данный пакет и о стремлении вернуть его в свою собственность.

Арест денежных средств и готовой продукции

В конце ноября ОАО «Уралхиммаш» оказалось в центре очередного имущественного конфликта. 30 ноября на предприятие прибыли судебные приставы межрайонного подразделения по взысканию налоговых сборов и особо крупных задолженностей по Свердловской области, исполнявшие решение Арбитражного Суда Свердловской области об обеспечении взыскания средств в пользу челябинской фирмы «Коммерческий Центр «Севиль». Согласно заявлению юрисконсульта КЦ «Севиль» Анатолия Ощерина, данная фирма в процессе хозяйственной деятельности приобрела векселя ОАО «Уралхиммаш» на 84 686 867 рублей.

При предъявлении векселей к оплате руководство завода не пошло на урегулирование финансовой проблемы в добровольном порядке. В результате «Севиль» был вынужден обратиться в Арбитражный суд Свердловской области с иском о взыскании данной суммы с предприятия. Суд вынес определение о наложении ареста на имущество «Уралхиммаша» до рассмотрения дела по существу.

По закону об исполнительном производстве в первую очередь налагается арест на денежные средства и другое высоколиквидное имущество первой очереди, в том числе на ценные бумаги. Утром 30 ноября были арестованы счета ОАО «Уралхиммаш» в шести Екатеринбургских банках на общую сумму 300 тысяч рублей, недостаточную для погашения задолженности.

«Очевидно, что такое крупное предприятие, как «Уралхиммаш» не может вести хозяйственную деятельность, имея 300 тысяч оборотных средств. Возникает ряд предположений: либо на предприятии очень хороший финансовый директор, который идеально ведет дела фирмы, и на счетах остаются минимально необходимые денежные средства; либо предприятие в таком финансовом состоянии, что можно говорить подходе к банкротству; либо «Уралхиммаш», зная о том, что данные действия со стороны нас последуют, принял меры по уводу денежных средств на дочерние предприятия», – отметил Анатолий Ощерин.

В тот же день представитель КЦ «Севиль» со службой судебных приставов прибыл на завод для осуществления исполнительного производства. «Уралхиммаш» не смог предоставить документов, подтверждающих право собственности на здания и сооружения, а также доказать платежеспособность имевшихся в наличии у администрации завода ценных бумаг. На неликвидное имущество не накладывается арест, поэтому в обеспечение исполнительного производства был произведен арест готовой продукции», – отметил представитель КЦ «Севиль».

В счет погашения долга была описана готовая продукция предприятия, оцененная руководством «Уралхиммаша» в 88 миллионов рублей. Однако представитель истца заявил, что считает стоимость оборудования завышенной, а его ликвидность – вызывающей сомнение.

«Нового оборудования практически нет, цеха заставлены цистернами, произведенными, судя по документам, еще в конце прошлого года. Именно эти цистерны для железнодорожного транспорта и были предложены нам для наложения ареста. Мы считаем это неликвидным товаром, на который будет затруднительно найти покупателя. Ликвидность остальных арестованных объектов также оставляет желать лучшего, за исключением сепаратора, стоимость которого порядка четырех-четырех с половиной миллионов рублей, и четырех экспандеров по триста пятьдесят тысяч рублей каждый. Общая стоимость арестованного оборудования с учетом его реальной стоимости без НДС и его востребованности на рынке составляет порядка 52 миллионов рублей», – отметил Анатолий Ощерин.

Между тем, по мнению ряда экспертов, завод не располагает достаточными средствами, чтобы погасить такую задолженность. Так, в частности, генеральный директор «Уральской долговой корпорации» Алексей Баранов отмечает, что, по имеющимся у него данным, основные средства «Уралхиммаша» могут быть оценены не более чем в 400 миллионов рублей.

В то же время следует отметить, что руководство предприятия не признает данный иск и обвиняет представителей истца в фальсификации документов.

Перспективы

По мнению наблюдателей, имущественные конфликты, регулярно возникающие вокруг ОАО «Уралхиммаш», не могут не оказать влияния на работу предприятия, равно как и на его положение на рынке. Уже сейчас можно говорить об определенных имиджевых потерях, которые могут обернуться для завода экономическими убытками. Специфика продукции предприятия, которую, в основном, составляет крупногабаритное дорогостоящее оборудование длительного изготовления (срок исполнения контракта может составлять более года), а также его клиентской базы – крупнейших российских корпораций, имеющих возможность приобретать технику на мировом рынке, диктует предприятию политику максимальной прозрачности для клиентов и акционеров. В противном случае завод может не выдержать конкуренции с мировыми производителями, стабильность работы и надежность поставок которых не будет вызывать сомнений у заказчиков. Неурегулированные отношения собственности, имущественные иски могут нанести удар по репутации предприятия, что может сказаться на отношениях с потребителями его продукции.

Впрочем, ряд экспертов полагает, что имиджевыми потерями предприятие может не ограничиться. Так, представитель компании «Севиль» заявил, что готов инициировать процедуру банкротства предприятия. «Уралхиммаш» должен нашей компании 84 млн. 686 тыс. 867 руб. Реальная стоимость арестованного имущества завода с учетом его ликвидности на рынке составляет, по оценке экспертов, 52 млн. руб. В сложившейся ситуации мы сомневаемся, что нам удастся получить оставшиеся 32 млн. Вряд ли удастся взыскать их с «Уралхиммаша» даже после суда, который назначен на 7 декабря. Поэтому не исключено, что «Севиль» инициирует процедуру банкротства в отношении «Уралхиммаша», – отметил Анатолий Ощерин.


Другие материалы по теме: