Российская газета» и Федор Лукьянов: «Евросоюз на фоне расширения»
2 февраля 2005 (12:53)
От Союза угля и стали к «новому СССР»
Прошедший 2004 год стал для Евросоюза годом самого массового расширения за всю его историю. Ряды «союзников» пополнили сразу 10 стран «новобранцев» из восточной и южной Европы. Казалось, на этом рубеже ЕС сделает передышку, займется подъемом благосостояния народов «Новой Европы». но нет, Брюссель штурмует новые высоты.
Через два года, в 2007-м, «Штаты Европы» пополнят Румыния и Болгария, возможно, и Хорватия. А на горизонте уже маячит... далекая Турция, получившая приглашение начать переговоры в 2005 году. Евросоюз, перешагнув границы континента, идет в Азию и на Кавказ, словно бы готовясь принять в свои ряды всю Евразию, став при этом не только Европейским, но уже и Евразийским союзом...
Через каких-то два-три месяца Восточная Европа отметит первую годовщину своего членства в Евросоюзе. Что изменилось за этот год в жизни чехов, поляков, венгров или словаков? По большому счету, кардинальных перемен нет. Чуда не случилось. Ну разве что депутатов своих и чиновников стали посылать на еврозарплату в Страсбург и Брюссель. Да и то те шибко жалуются на дискриминацию по принципу «страны происхождения»: за ту же работу полякам, чехам и венграм платят чуть ли не в два раза меньше, чем немцам и французам или финнам; меньше премий, медленнее продвигают по службе. Новички уже грозят подать в суд на Евросоюз...
У большинства населения «новой Европы», не получающего депутатских и чиновничьих зарплат по 5—10 тысяч евро в месяц, свои проблемы. Взлет цен на основные продукты питания: сахар, муку, соль, рис, захлестнувший как цунами Восточную Европу накануне вступления в ЕС, повторился с наступлением нового 2005 года. В разной степени подорожало практически все — от бытового газа до общественного транспорта. Как и прежде, большинство «новоевропейцев» живут в долг, другими словами, больше потребляют, чем зарабатывают. Лидеры по дефициту госбюджета — Чехия, Венгрия, Эстония, Латвия и Литва (от 6 до 11 процентов ВВП). Однако в абсолютном выражении по размерам внешнего и внутреннего госдолга недосягаема Польша. Там только внешний долг достигает уже почти 100 миллиардов евро. Это приблизительно столько же, сколько поляки назанимали за времена социализма...
По данным Венского института международных экономических исследований, в 2005 году в экономике Восточной Европы мало что изменится, несмотря на членство в ЕС. За исключением России и Украины, где профицит бюджета составит 7 и 8,6 процента соответственно, все остальные страны - «дефицитники». Даже благополучная Словения — дефицит госбюджета 0,6 процента. С безработицей дела не лучше. Польша (19 процентов трудоспособного населения), Словакия (17), Литва (11), Латвия (10), Чехия (9), Эстония (9).
Из всех жителей «новой Европы» от вступления в ЕС пока выиграли в основном крестьяне, да и то не все. Выиграли, скажем, польские со своей более дешевой продукцией, нашедшей из-за низкой цены дополнительный рынок и в Западной Европе, и в соседних странах. В итоге чехи стали ездить за продуктами в Польшу. А венгерские крестьяне проиграли. Из-за нереального курса форинта к доллару и евро венгерская сельхозпродукция стала дороже польской или словацкой и все чаще не выдерживает конкуренции. Отчасти из-за этого, отчасти из-за жестких требований ЕС один за другим закрываются венгерские мясоперерабатывающие и молочные заводы. Венгерские производители свинины и курятины не получают дотаций ЕС, и потому даже на своем рынке их теснят поляки, немцы, французы...
Денег, которые выделил Евросоюз на адаптацию своих новых 10 членов, — 30 миллиардов евро на 10 лет, в среднем в год по 300 миллионов евро на каждого, главным образом на развитие инфраструктуры, конечно же, катастрофически мало. Надо иметь в виду, что почти половина всего общего бюджета Евросоюза (43 процента из 115 миллиардов евро) идет на сельхоздотации. Еще 36 процентов — на региональные проекты, инфраструктуру.
На все остальное — оборону, образование — 9 миллиардов евро. На эти деньги ЕС пытается организовать свою армию (еврокорпус — 60 тысяч человек), финансировать космические, образовательные проекты... Для динамичного развития в XXI веке этого бюджета явно маловато. Что касается сельхоздотаций, то основную долю получают крестьяне «старой Европы» -французы, немцы, итальянцы, голландцы. Образно говоря, их коллегам — венграм, чехам, словакам и полякам и тем же прибалтам достаются крохи с барского стола: 25 процентов от среднеевропейского уровня. Не разгуляешься. И мало надежд на то, что в новом бюджете ЕС, который сейчас обсуждается и который будет действовать с 2007 года, денег будет больше.
Экономика Евросоюза в фазе стагнации уже не первый год. Рост минимальный: 1,5—2 процента в год в лучшем случае. Это ровно в
два раза меньше, чем общемировой показатель, — 4,3 процента, не говоря уже про Азию и Россию, где рост — почти 6 процентов (данные Евростата). Рекордно высокие цены на энергоносители — нефть, газ, металлы гасят все темпы роста экономики Евросоюза, которая росла как на дрожжах в 90-е годы при дешевых ресурсах. Ближайшие перспективы не обещают существенного снижения цен на энергоносители, а значит, и существенного прироста экономики ЕС. Наглядный пример. Главный локомотив Евросоюза Германия сегодня сталкивается с очень серьезными трудностями: нулевой рост, рекордная безработица (11 процентов), проблемы адаптации Восточной Германии.
Для новоевропейцев все это означает, что в обозримом будущем они не только не получат от Брюсселя каких-нибудь дополнительных существенных вливаний в свою экономику (Париж и Берлин отказываются платить больше в общий бюджет), но, влившись в общеевропейское экономическое производство, получат... заметное замедление своего экономического роста. Эта тенденция уже дает о себе знать. В той же Венгрии темпы роста экономики заметно снизились за последний год — почти на процент.
Еще одно следствие столь массового приема новых членов для самого ЕС не очень оптимистично. Непомерно расширяясь вширь, обрастая «ракушечником», еврокорабль сам неизбежно теряет скорость. В итоге, как на днях писала «Монд», за 15 последних лет (с 1990 по 2004 гг.), экономика Евросоюза уступила США 16 процентов. И это при том, что за это время в ЕС вошли такие динамичные страны, как Испания, Австрия, Финляндия. Прошлогодний прием «десятки немного добавил к общему ВВП ЕС, но это всего лишь около 5 процентов — столько же, сколько ВВП одной маленькой Голландии. Но если учесть, что сегодня экономика США уже растет более быстрыми темпами, чем «еврозона» — 3,3 процента против 2,2, то этот разрыв опять увеличивается.
В целом, суммируя опыт последнего расширения Евросоюза, надо сказать, что Брюссель перешел на новую, малобюджетную и малозатратную модель расширения. По сути, это не только новая модель, но и новая философия расширения. Если раньше, при «штучном» приеме, как в случае с Испанией или Ирландией Евросоюз брал на себя нешуточные финансовые обязательства для подтягивания новичков до среднего уровня, то теперь все по-другому. Брюссель как бы говорит желающим вливаться: «Вы хотите в ЕС? Пожалуйста. Но денег не дадим, и будет масса ограничений для вас». Однако парадокс ситуации в том, что желающие были ориентированы как раз на прежнюю, затратную модель расширения. Они хотели, чтобы их тоже подтягивали, как испанцев или ирландцев, вливали деньги, ради этого они так и рвались в ЕС. А теперь оказалось: то, ради чего они бросились стремглав на Запад, на поверку оказалось не тем, чего ждали.
В итоге новоевропейцы, даже вступив в ЕС, не получили ни серьезных денег на развитие, ни рынков труда для своих безработных и вдобавок, по большому счету, потеряли рынок для своих товаров на Востоке. Сейчас, спохватившись, они пытаются вернуть хотя бы часть утраченного, но не всегда успешно. Опробованную в 2004 году технологию, помимо всего прочего, можно рассматривать и как действенный инструмент геополитического передела и раздела новых сфер влияния в Восточной Европе и на Балканах. По такой же схеме через пару лет будут принимать в ЕС самые бедные страны Европы — новых «очередников» — Болгарию и Румынию, которые раньше, при прежней системе приема, просто не имели бы никаких шансов попасть в Евросоюз в ближайшие лет 50. Эта же модель в перспективе предназначается и для Турции, а если дело дойдет, то и для Украины.
То, что сами «новобранцы» — те же чехи, венгры, поляки — отнюдь не в восторге от новой модели приема, показали уже первые выборы в Европарламент с их участием в итоге 2004-го. Протест получился весьма громким. Мало того, что большинство избирателей новых стран ЕС просто проигнорировали голосование. Пришедшие недовольные провалили на выборах правящих социалистов и отправили в Европарламент большую часть так называемых «евроскептиков», выступающих против дальнейшей интеграции Евросоюза в федеративное государство. Вопрос: смирятся ли новоевропейцы со своим статусом второго сорта (ведь выход из ЕС не предусмотрен) или новая модель обернется бомбой замедленного действия для Евросоюза? Последние опросы евробарометра показывают, что через год после вступления однозначно (60—70 процентов) одобряют членство своих стран в ЕС лишь эстонцы и латыши. Остальные более скептичны. Среди литовцев, чехов, венгров, поляков, словенцев, мальтийцев и словаков тех, кто однозначно считает, что быть в ЕС — это хорошо, пока меньше половины.
В мае 2004 года Евросоюз стал самым большим экономическим и политическим союзом в истории человечества: 25 стран и 450 миллионов человек. До сих пор рекорд такого рода союзов принадлежал СССР —15 республик и 250 миллионов жителей. Столь массовое единовременное расширение Евросоюза, помимо прочего, резко поставило вопрос об управляемости этого огромного экономического и политического организма. Последующие события летом и осенью с выборами председателя Еврокомиссии (премьера) и нового состава правительства со всей наглядностью показали, что ЕС в прежнем виде, в виде конфедерации, в виде союза равных перестает нормально функционировать. Объективно и неизбежно союз должен трансформироваться в более централизованное образование типа федерации или, если хотите, Соединенных Штатов Европы.
А тут как раз летом и подоспел проект Конституции ЕС, который предполагает такую трансформацию. Укрепление европейской вертикали власти: свой парламент, свое правительство, своя валюта, свой флаг и гимн, общее правовое, денежное и финансовое поле у Евросоюза уже есть. Для государственной самодостаточности ему не хватало только президента, госсекретаря (министра иностранных дел), своей армии и общего гражданства (гражданин Европы). Конституция Евросоюза, принятая декабрьским саммитом глав государств ЕС и в январе 2005-го Европарламентом, все это предусматривает. Фактически эта конституция — европейский Союзный договор — преобразует ЕС в новое федеративное государство.
Таким образом, Соединенные Штаты Европы (СШЕ), идея которых вынашивалась мировым масонством несколько столетий, могут появиться на свет уже через два года. По планам, до конца 2006 года конституция ЕС должна быть ратифицирована или отвергнута парламентами или референдумами во всех 25 странах. Ряд стран — Венгрия, Литва — по-быстрому уже ратифицировали документ, который не выносился на всенародное обсуждение. Другие страны избрали более демократическую процедуру — референдум. Первый из них пройдет в Испании 20 февраля. За испанцами весной этого года свой вердикт должны высказать португальцы, французы и голландцы. К концу года к ним присоединятся ирландцы и поляки. А уже в 2006-м — англичане, чехи и датчане, самая «проблемная» группа. И достаточно будет в одной из стран Евросоюза, тем же чехам, сказать «нет» конституции, как все может рухнуть словно карточный домик. Такой вердикт можно будет сравнить с желанием выйти из ЕС, хотя выход из этого союза, в отличие от СССР, не предусмотрен никакими документами.
Постскриптум
Фактически весь наступивший 2005 год пройдет в Европе под знаком конституции. Здесь есть свои сложности. Есть опасение, что если французы объединят два вопроса на весеннем референдуме — о конституции и о приеме в ЕС Турции, то конституция может быть отвергнута вместе с турками. Это сейчас больше всего беспокоит архитекторов новой Европы. Поэтому французов уговаривают провести два отдельных референдума. Кроме французов, сюрпризы могут подбросить и чехи, у которых все еще сильны настроения сохранить свой суверенитет и не раствориться в общеевропейском «гражданстве». Недаром чешский президент Вацлав Клаус накануне вступления страны в ЕС говорил о том, что страна, едва восстановив свою независимость в 1989-м, спустя 15 лет опять прощается со своим суверенитетом. Кроме всего прочего, чехов, как и остальных «новоевропей-цев», сильно не устраивает новая система принятия решений в Европарламенте и в Совете Европы. Раньше была система консенсуса. По новой конституции для утверждения того или иного решения достаточно будет простого большинства голосов. Какое есть, скажем, у немцев с французами и итальянцами. В этом случае всем остальным можно довольствоваться ролью статистов...
Прошедший 2004 год стал для Евросоюза годом самого массового расширения за всю его историю. Ряды «союзников» пополнили сразу 10 стран «новобранцев» из восточной и южной Европы. Казалось, на этом рубеже ЕС сделает передышку, займется подъемом благосостояния народов «Новой Европы». но нет, Брюссель штурмует новые высоты.
Через два года, в 2007-м, «Штаты Европы» пополнят Румыния и Болгария, возможно, и Хорватия. А на горизонте уже маячит... далекая Турция, получившая приглашение начать переговоры в 2005 году. Евросоюз, перешагнув границы континента, идет в Азию и на Кавказ, словно бы готовясь принять в свои ряды всю Евразию, став при этом не только Европейским, но уже и Евразийским союзом...
Через каких-то два-три месяца Восточная Европа отметит первую годовщину своего членства в Евросоюзе. Что изменилось за этот год в жизни чехов, поляков, венгров или словаков? По большому счету, кардинальных перемен нет. Чуда не случилось. Ну разве что депутатов своих и чиновников стали посылать на еврозарплату в Страсбург и Брюссель. Да и то те шибко жалуются на дискриминацию по принципу «страны происхождения»: за ту же работу полякам, чехам и венграм платят чуть ли не в два раза меньше, чем немцам и французам или финнам; меньше премий, медленнее продвигают по службе. Новички уже грозят подать в суд на Евросоюз...
У большинства населения «новой Европы», не получающего депутатских и чиновничьих зарплат по 5—10 тысяч евро в месяц, свои проблемы. Взлет цен на основные продукты питания: сахар, муку, соль, рис, захлестнувший как цунами Восточную Европу накануне вступления в ЕС, повторился с наступлением нового 2005 года. В разной степени подорожало практически все — от бытового газа до общественного транспорта. Как и прежде, большинство «новоевропейцев» живут в долг, другими словами, больше потребляют, чем зарабатывают. Лидеры по дефициту госбюджета — Чехия, Венгрия, Эстония, Латвия и Литва (от 6 до 11 процентов ВВП). Однако в абсолютном выражении по размерам внешнего и внутреннего госдолга недосягаема Польша. Там только внешний долг достигает уже почти 100 миллиардов евро. Это приблизительно столько же, сколько поляки назанимали за времена социализма...
По данным Венского института международных экономических исследований, в 2005 году в экономике Восточной Европы мало что изменится, несмотря на членство в ЕС. За исключением России и Украины, где профицит бюджета составит 7 и 8,6 процента соответственно, все остальные страны - «дефицитники». Даже благополучная Словения — дефицит госбюджета 0,6 процента. С безработицей дела не лучше. Польша (19 процентов трудоспособного населения), Словакия (17), Литва (11), Латвия (10), Чехия (9), Эстония (9).
Из всех жителей «новой Европы» от вступления в ЕС пока выиграли в основном крестьяне, да и то не все. Выиграли, скажем, польские со своей более дешевой продукцией, нашедшей из-за низкой цены дополнительный рынок и в Западной Европе, и в соседних странах. В итоге чехи стали ездить за продуктами в Польшу. А венгерские крестьяне проиграли. Из-за нереального курса форинта к доллару и евро венгерская сельхозпродукция стала дороже польской или словацкой и все чаще не выдерживает конкуренции. Отчасти из-за этого, отчасти из-за жестких требований ЕС один за другим закрываются венгерские мясоперерабатывающие и молочные заводы. Венгерские производители свинины и курятины не получают дотаций ЕС, и потому даже на своем рынке их теснят поляки, немцы, французы...
Денег, которые выделил Евросоюз на адаптацию своих новых 10 членов, — 30 миллиардов евро на 10 лет, в среднем в год по 300 миллионов евро на каждого, главным образом на развитие инфраструктуры, конечно же, катастрофически мало. Надо иметь в виду, что почти половина всего общего бюджета Евросоюза (43 процента из 115 миллиардов евро) идет на сельхоздотации. Еще 36 процентов — на региональные проекты, инфраструктуру.
На все остальное — оборону, образование — 9 миллиардов евро. На эти деньги ЕС пытается организовать свою армию (еврокорпус — 60 тысяч человек), финансировать космические, образовательные проекты... Для динамичного развития в XXI веке этого бюджета явно маловато. Что касается сельхоздотаций, то основную долю получают крестьяне «старой Европы» -французы, немцы, итальянцы, голландцы. Образно говоря, их коллегам — венграм, чехам, словакам и полякам и тем же прибалтам достаются крохи с барского стола: 25 процентов от среднеевропейского уровня. Не разгуляешься. И мало надежд на то, что в новом бюджете ЕС, который сейчас обсуждается и который будет действовать с 2007 года, денег будет больше.
Экономика Евросоюза в фазе стагнации уже не первый год. Рост минимальный: 1,5—2 процента в год в лучшем случае. Это ровно в
два раза меньше, чем общемировой показатель, — 4,3 процента, не говоря уже про Азию и Россию, где рост — почти 6 процентов (данные Евростата). Рекордно высокие цены на энергоносители — нефть, газ, металлы гасят все темпы роста экономики Евросоюза, которая росла как на дрожжах в 90-е годы при дешевых ресурсах. Ближайшие перспективы не обещают существенного снижения цен на энергоносители, а значит, и существенного прироста экономики ЕС. Наглядный пример. Главный локомотив Евросоюза Германия сегодня сталкивается с очень серьезными трудностями: нулевой рост, рекордная безработица (11 процентов), проблемы адаптации Восточной Германии.
Для новоевропейцев все это означает, что в обозримом будущем они не только не получат от Брюсселя каких-нибудь дополнительных существенных вливаний в свою экономику (Париж и Берлин отказываются платить больше в общий бюджет), но, влившись в общеевропейское экономическое производство, получат... заметное замедление своего экономического роста. Эта тенденция уже дает о себе знать. В той же Венгрии темпы роста экономики заметно снизились за последний год — почти на процент.
Еще одно следствие столь массового приема новых членов для самого ЕС не очень оптимистично. Непомерно расширяясь вширь, обрастая «ракушечником», еврокорабль сам неизбежно теряет скорость. В итоге, как на днях писала «Монд», за 15 последних лет (с 1990 по 2004 гг.), экономика Евросоюза уступила США 16 процентов. И это при том, что за это время в ЕС вошли такие динамичные страны, как Испания, Австрия, Финляндия. Прошлогодний прием «десятки немного добавил к общему ВВП ЕС, но это всего лишь около 5 процентов — столько же, сколько ВВП одной маленькой Голландии. Но если учесть, что сегодня экономика США уже растет более быстрыми темпами, чем «еврозона» — 3,3 процента против 2,2, то этот разрыв опять увеличивается.
В целом, суммируя опыт последнего расширения Евросоюза, надо сказать, что Брюссель перешел на новую, малобюджетную и малозатратную модель расширения. По сути, это не только новая модель, но и новая философия расширения. Если раньше, при «штучном» приеме, как в случае с Испанией или Ирландией Евросоюз брал на себя нешуточные финансовые обязательства для подтягивания новичков до среднего уровня, то теперь все по-другому. Брюссель как бы говорит желающим вливаться: «Вы хотите в ЕС? Пожалуйста. Но денег не дадим, и будет масса ограничений для вас». Однако парадокс ситуации в том, что желающие были ориентированы как раз на прежнюю, затратную модель расширения. Они хотели, чтобы их тоже подтягивали, как испанцев или ирландцев, вливали деньги, ради этого они так и рвались в ЕС. А теперь оказалось: то, ради чего они бросились стремглав на Запад, на поверку оказалось не тем, чего ждали.
В итоге новоевропейцы, даже вступив в ЕС, не получили ни серьезных денег на развитие, ни рынков труда для своих безработных и вдобавок, по большому счету, потеряли рынок для своих товаров на Востоке. Сейчас, спохватившись, они пытаются вернуть хотя бы часть утраченного, но не всегда успешно. Опробованную в 2004 году технологию, помимо всего прочего, можно рассматривать и как действенный инструмент геополитического передела и раздела новых сфер влияния в Восточной Европе и на Балканах. По такой же схеме через пару лет будут принимать в ЕС самые бедные страны Европы — новых «очередников» — Болгарию и Румынию, которые раньше, при прежней системе приема, просто не имели бы никаких шансов попасть в Евросоюз в ближайшие лет 50. Эта же модель в перспективе предназначается и для Турции, а если дело дойдет, то и для Украины.
То, что сами «новобранцы» — те же чехи, венгры, поляки — отнюдь не в восторге от новой модели приема, показали уже первые выборы в Европарламент с их участием в итоге 2004-го. Протест получился весьма громким. Мало того, что большинство избирателей новых стран ЕС просто проигнорировали голосование. Пришедшие недовольные провалили на выборах правящих социалистов и отправили в Европарламент большую часть так называемых «евроскептиков», выступающих против дальнейшей интеграции Евросоюза в федеративное государство. Вопрос: смирятся ли новоевропейцы со своим статусом второго сорта (ведь выход из ЕС не предусмотрен) или новая модель обернется бомбой замедленного действия для Евросоюза? Последние опросы евробарометра показывают, что через год после вступления однозначно (60—70 процентов) одобряют членство своих стран в ЕС лишь эстонцы и латыши. Остальные более скептичны. Среди литовцев, чехов, венгров, поляков, словенцев, мальтийцев и словаков тех, кто однозначно считает, что быть в ЕС — это хорошо, пока меньше половины.
В мае 2004 года Евросоюз стал самым большим экономическим и политическим союзом в истории человечества: 25 стран и 450 миллионов человек. До сих пор рекорд такого рода союзов принадлежал СССР —15 республик и 250 миллионов жителей. Столь массовое единовременное расширение Евросоюза, помимо прочего, резко поставило вопрос об управляемости этого огромного экономического и политического организма. Последующие события летом и осенью с выборами председателя Еврокомиссии (премьера) и нового состава правительства со всей наглядностью показали, что ЕС в прежнем виде, в виде конфедерации, в виде союза равных перестает нормально функционировать. Объективно и неизбежно союз должен трансформироваться в более централизованное образование типа федерации или, если хотите, Соединенных Штатов Европы.
А тут как раз летом и подоспел проект Конституции ЕС, который предполагает такую трансформацию. Укрепление европейской вертикали власти: свой парламент, свое правительство, своя валюта, свой флаг и гимн, общее правовое, денежное и финансовое поле у Евросоюза уже есть. Для государственной самодостаточности ему не хватало только президента, госсекретаря (министра иностранных дел), своей армии и общего гражданства (гражданин Европы). Конституция Евросоюза, принятая декабрьским саммитом глав государств ЕС и в январе 2005-го Европарламентом, все это предусматривает. Фактически эта конституция — европейский Союзный договор — преобразует ЕС в новое федеративное государство.
Таким образом, Соединенные Штаты Европы (СШЕ), идея которых вынашивалась мировым масонством несколько столетий, могут появиться на свет уже через два года. По планам, до конца 2006 года конституция ЕС должна быть ратифицирована или отвергнута парламентами или референдумами во всех 25 странах. Ряд стран — Венгрия, Литва — по-быстрому уже ратифицировали документ, который не выносился на всенародное обсуждение. Другие страны избрали более демократическую процедуру — референдум. Первый из них пройдет в Испании 20 февраля. За испанцами весной этого года свой вердикт должны высказать португальцы, французы и голландцы. К концу года к ним присоединятся ирландцы и поляки. А уже в 2006-м — англичане, чехи и датчане, самая «проблемная» группа. И достаточно будет в одной из стран Евросоюза, тем же чехам, сказать «нет» конституции, как все может рухнуть словно карточный домик. Такой вердикт можно будет сравнить с желанием выйти из ЕС, хотя выход из этого союза, в отличие от СССР, не предусмотрен никакими документами.
Постскриптум
Фактически весь наступивший 2005 год пройдет в Европе под знаком конституции. Здесь есть свои сложности. Есть опасение, что если французы объединят два вопроса на весеннем референдуме — о конституции и о приеме в ЕС Турции, то конституция может быть отвергнута вместе с турками. Это сейчас больше всего беспокоит архитекторов новой Европы. Поэтому французов уговаривают провести два отдельных референдума. Кроме французов, сюрпризы могут подбросить и чехи, у которых все еще сильны настроения сохранить свой суверенитет и не раствориться в общеевропейском «гражданстве». Недаром чешский президент Вацлав Клаус накануне вступления страны в ЕС говорил о том, что страна, едва восстановив свою независимость в 1989-м, спустя 15 лет опять прощается со своим суверенитетом. Кроме всего прочего, чехов, как и остальных «новоевропей-цев», сильно не устраивает новая система принятия решений в Европарламенте и в Совете Европы. Раньше была система консенсуса. По новой конституции для утверждения того или иного решения достаточно будет простого большинства голосов. Какое есть, скажем, у немцев с французами и итальянцами. В этом случае всем остальным можно довольствоваться ролью статистов...
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Начальник Казначейства ОАО «СКБ-Банк» Илья Херсонцев: Вхождение Турции в Ев ...
- «КоммерсантЪ-Урал», Дмитрий Пономарев, Евгений Хвостик считают, что «Евросо ...
- С 1 сентября Чешская Республика разрешит гражданам России безвизовый транзи ...
- «Известия»: Потери мировой экономики от американских терактов составят не м ...
- Страны ЕС ссорятся из-за евро