«Вечерний Екатеринбург»: «Бакалавриат плюс магистратура»

4 февраля 2005 (13:12)

Или — минус? Изменения системы образования продолжаются


В последнее время власти России постоянно разрабатывают проекты по реформированию государственного образования. Сначала вся страна бурно обсуждала (и продолжает обсуждать) единый государственный экзамен (ЕГЭ). Множество «за» и «против» были высказаны в ходе дискуссии, множество копий сломано в словесных баталиях. Теперь «предложена» новая тема: на заседании Правительства РФ министр образования и науки Андрей Фурсенко предложил сформировать к 2008 г. двухступенчатую систему высшего образования в нашей стране.


По словам чиновника, сейчас готовится законопроект о введении данной системы в российских вузах. Фурсенко также выразил надежду на то, что этот документ будет внесён в Госдуму и принят ею в период весенней сессии 2005 года.


Высшее образование сегодня - пять лет обучения, после чего студент может либо идти работать, либо повышать уровень своих знаний, поступив в аспирантуру. На заседании было предложено перейти к сочетанию «бакалавриат плюс магистратура». На первом уровне будут готовить специалистов общих направлений, а на втором — ориентировать на решение более сложных задач. По заявлению Фурсенко, «для воспитания элитных кадров необходима магистратура». Кроме того, на базе университетов планируется создать научные образовательные комплексы, которые кроме подготовки выпускников будут также осуществлять научные исследования.


Министерство планирует разработать и внедрить особые механизмы финансирования отрасли. Новый принцип заключается в том, что «деньги следуют за учащимся», то есть студент берёт кредит, чтобы оплатить своё обучение. Денежный заём он сможет взять как в банке, так и в фирме, куда он пойдет работать после окончания вуза. Сумму он будет обязан выплатить в течение последующих трёх-пяти лет. Это, по мнению Фурсенко, будет стимулировать развитие конкуренции на рынке образовательных услуг. Министр сообщил, что уже начаты первые эксперименты по предоставлению образовательных займов.


Кроме того, министр заявил, что необходимо создать независимую систему оценки качества образования в России. «Тот, кто учит, не должен себя оценивать сам», - сказал Фурсенко. Он добавил, что примером стал эксперимент по единому госэкзамену. Хотя ЕГЭ и даёт позитивные результаты, однако он не должен быть единственным критерием оценки знаний.


Говоря об уровне квалификации выпускников учебных заведений, министр сказал, что в настоящее время Министерство образования и науки разрабатывает механизм общественной организации, которая будет выдавать аккредитацию и признавать выпускников полноправными членами своего профессионального сообщества.


Однако Фурсенко оппонируют: абсолютно неизвестно, во что выльется переход к двухступенчатому высшему образованию; нельзя бездумно перенимать западную систему, не подготовив для неё в первую очередь экономическую основу.


Против введения данной системы, к примеру, выступает ректор МГУ им. Ломоносова Виктор Садовничий. Он объяснил, что если сейчас выпускник вуза является научным специалистом, порой высоко котирующимся за пределами России, то бакалавр — это лишь «лаборант в зарубежной аудитории». Кроме того, жёсткая двухуровневая система вообще не предполагает степени доктора наук, а это «трагедия для российской образовательной системы». Именно поэтому, считает Садовничий, «необходимо говорить о многоуровневой системе образования, учитывающей и магистратуру, и аспирантуру, и докторантуру».


Наталья Иванова, преподаватель


Другие материалы по теме: