«Уральский рабочий» и Зинаида Паньшина: «Спасательный круг для ЖКХ»

25 февраля 2005 (12:46)

Именно так специалисты определяют значимость привлечения частного бизнеса в жилищно-коммунальное хозяйство.

Не зря глава Федерального агентства по строительству и ЖКХ Владимир Аверченко недавно заявил: «Мы приветствуем приход на этот рынок организаций всех форм собственности и создание конкуренции в борьбе за право оказания коммунальных услуг». А потом добавил: «Тот, кто не успеет прийти на этот рынок вовремя, тот опоздает: этот рынок вечный, потому что нефть кончится, дерьмо — никогда».

По трезвому размышлению и, безусловно, с учетом последнего аргумента, приведенного господином Аверченко, частный бизнес довольно активно включился в процесс формирования рынка коммунальных услуг. Согласно данным, которые привел на вчерашней пресс-конференции заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области Богдан Процык, сегодня добрая половина предприятий областной «коммуналки» обрела частных хозяев. Для сравнения: в 2003 году из почти 900 муниципальных унитарных предприятий, работающих на территории области, осмелились капитализироваться только три процента.

Робость первых шагов на этом пути вполне объяснима. Чтобы решиться сделать их, действительно стоило подумать. И проанализировать следующее: во-первых, плачевный опыт деятельности в этой сфере традиционно убыточных муниципальных коммунальных служб, во-вторых, их извечную проблему с неплатежами и должниками, и, наконец, — совершенно критическое состояние комплекса областного ЖКХ. Наверное, и сейчас нужно быть в определенной

степени авантюристом, чтобы инвестировать средства в «коммуналку»: изношенные системы требуют серьезных расходов на их ремонт или замену. Так что перед компаниями-первопроходцами, число которых начало быстро расти несмотря ни на что, стоит задача — выпутаться из паутины дырявых сетей.

— Чтобы перевести машину ЖКХ из режима аварийно-восстановительного в режим эксплуатационный, требуется сейчас, по подсчетам, 54 миллиарда рублей, — сообщил журналистам Богдан Иванович.

В 2003 году областным правительством была одобрена Концепция реформирования жилищно-коммунального комплекса Свердловской области на 2003—2010 годы. Тогда же министерство строительства и ЖКХ области провело анализ работы 54 муниципальных образований области по развитию конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг. Результаты этого анализа показали, что рынок ЖКХ монополизирован муниципалитетами, а система управления жилищно-коммунальным хозяйством не готова к рыночным отношениям.

Пресса же сообщала: в целом по балансу жилищно-коммунальный сектор работает плохо, неэффективно, неприбыльно. Дебиторская задолженность предприятий ЖКХ составляет свыше 5 миллиардов рублей. В основных дебиторах, кроме населения, и учреждения бюджетной сферы, 2 миллиарда рублей коммунальщикам должны предприятия коммерческие. Значительная часть дебиторской задолженности просрочена.

Но вот уже сегодня заместитель министра строительства и ЖКХ Богдан Процык уверенно заявляет: мы справимся с поставленными в рамках Концепции задачами. На пресс-конференции он, назвав инвесторов в ЖКХ «смелыми людьми», сказал:

— Если за год мы сумели поставить на частные рельсы такое число предприятий — перевести на частную форму собственности с трех до 50 процентов муниципальных коммунальных служб, то в течение 2005 года должны суметь вообще покончить с муниципальными предприятиями жилищно-коммунального хозяйства. Таковых просто не будет.

От рыночного опыта пионеров коммунального бизнеса напрямую зависит результат реформы российского жилищно-коммунального хозяйства. Выступивший на пресс-конференции вслед за Богданом Процыком представитель одного из таких пионеров, заместитель генерального директора ЗАО «Комплексные энергетические системы» Илья Пономарев рассказал журналистам, что, вкладывая средства в жилищно-коммунальную сферу, компания видит в ЖКХ крупный и серьезный сегмент рынка сбыта для большой энергетики. Инвестиционный опыт этой компании в сфере энергетики и жилищно-коммунального хозяйства исчисляется суммой в 300 миллионов долларов.

— За счет ресурсосберегающих технологий, — заметил Илья Вячеславович, — в ЖКХ существует огромный потенциал энергосбережения и сокращения издержек.

Одним из главных принципов работы ЖКХ инвесторы считают мультиэнергетичес-кий подход, то есть оказание услуг населению в комплексе. Так, один из руководителей другой компании-инвестора поделился:

— Мы непосредственно до потребителя ведем всю цепочку, начиная от заключения договоров с энергоснабжающей организацией, занимаемся поставкой тепла к потребителям, вплоть до обслуживания внутридомовых систем отопления. Работать непосредственно с конечным потребителем довольно выгодно. Работа эта направлена на оптимизацию затрат в данном секторе путем снижения издержек как в организационном плане, так и при внедрении всевозможных энергосберегающих инновационных технологий.

Но не все столь благостно и гладко в деле капитализации ЖКХ. Неслучайно инвесторами ЖКХ выступают достаточно крупные компании: проблемы, связанные с юридической, имущественной и финансовой запущенностью ЖКХ, с которыми сталкивается инвестор, не всегда по плечу малому и среднему бизнесу. Помимо существенного износа сетевого хозяйства, огромных задолженностей (в первую очередь

бюджетов всех уровней), частники обнаруживают «бесхозность» имущества, наспех переданного коммунальщикам в свое время от промышленных предприятий и не оформленного надлежащим образом. Так что порой инвесторам приходится начинать с перевода наличествующего в хозяйстве имущества в... собственность муниципалитета.

Тем не менее, по мнению министра промышленности, энергетики и науки Свердловской области Владимира Молчанова, «рынок ЖКХ — очень перспективный. На средства, имеющиеся сейчас в жилищно-коммунальном хозяйстве Свердловской области, можно инвестировать, покупать хорошую технику, платить приличную заработную плату, а специальность работника ЖКХ сделать престижной».

Наверное, это действительно так, коль сейчас идет столь активный процесс создания конкурентной среды на жилищно-коммунальном рынке. В ближайшее время правительство намерено утвердить «Положение о порядке конкурсного отбора управляющих организаций для обслуживания жилищного фонда». Таким образом, собственники помещений в многоквартирных домах смогут, согласно новому Жилищному кодексу Российской Федерации, самостоятельно выбирать организации, которые будут им оказывать все виды жилищных услуг.


Другие материалы по теме: