Кирилл Ершов: «У каждого есть право на благоприятную окружающую среду»

На вопросы аналитического бюллетеня «VIP-консультант» отвечает Свердловский межрайонный природоохранный прокурор Кирилл Ершов.

Кирилл Евгеньевич, каковы сейчас функции и обязанности природоохранной прокуратуры Свердловской области?

– Основной задачей природоохранной прокуратуры является надзор за исполнением закона Российской Федерации об охране окружающей природной среды и других федеральных законов в сфере охраны природы. Кроме того, природоохранная прокуратура осуществляет надзор за соответствием законам актов, издаваемых уполномоченными органами местной власти в зоне нашей юрисдикции.

Непосредственно под нашу юрисдикцию попадают города Екатеринбург, Каменск-Уральский, Асбест, Березовск, Верхняя Пышма, Первоуральск, Ревда, Реж, Богданович, Белоярка, Нижние Серги, Сысертский район. Надзор за соблюдением законодательства в Нижнем Тагиле и прилегающих к нему муниципальных образованиях осуществляет Нижнетагильская межрайонная природоохранная прокуратура. Географически территория её компетенции несколько меньше, но на ней находится достаточно большое количество крупных промышленных предприятий. В остальных городах соблюдение природоохранного законодательства возлагается на территориальных прокуроров. Кроме того, мы непосредственно осуществляем надзор за исполнением природоохранного законодательства органами рыбинспекции, охотнадзора, ветнадзора по Свердловской области.

В соответствии с возложенными задачами, мы осуществляем производство предварительного следствия по делам, отнесенным к нашей подследственности, то есть по преступлениям, связанным с нарушением природоохранного законодательства в водоемах, нарушением правил при обращении с отходами, причинением вреда жизни и здоровью людей, окружающей природной среде, животному миру, лесным запасам.

– Каким образом организована работа, какими методами воздействия обладает природоохранная прокуратура?

– Наша работа планируется на основании анализа ситуации, статистических данных, анализа жалоб и заявлений, поступавших в прокуратуру. Учитывая перечисленные критерии, мы определяем приоритетные направления деятельности и необходимые мероприятия. Серьез ную помощь в планировании оказывают обращения граждан, которые сообщают о фактах нарушения законодательства. Однако стоит отметить, что при существовании в нашей области более 20 некоммерческих общественных экологических организаций, мы не получаем никакой информации от них. Они занимаются общими вопросами, глобальными проектами, но взаимодействия и реальной работы, к сожалению, с такими организациями у нас нет.

Что касается методов воздействия на нарушителей законодательства – природоохранная прокуратура обладает теми же инструментами, предусмотренными законами Российской Федерации о прокуратуре, как и любая другая. Мы выявляем нарушения, вносим представления, приносим протесты на незаконные решения, обращаемся в суд с исками и, кроме того, возбуждаем административные производства, добиваемся привлечения нарушителей к дисциплинарной ответственности. Безусловно, самая эффективная мера воздействия – возбуждение уголовных дел.

– Каковы общие итоги деятельности Свердловской природоохранной прокуратуры в 2004 году? На какие проблемы было акцентировано внимание прокуратуры?

– Основным направлением в работе природоохранной прокуратуры в 2004 году был надзор за соблюдением лесного и водного законодательств. В первую очередь, это было вызвано структурными изменениями и реформированием контролирующих органов, в том числе лесной охраны, что отрицательно сказалось на осуществлении контроля. Мы не могли оставаться в стороне от этой проблемы и, по мере нашей возможности, помогли им организовать работу, чтобы не оставить бесконтрольным лес.

Еще одним важным направлением нашей деятельности в 2004 году был надзор за соблюдением водоохранного законодательства, пресечение незаконного строительства в водоохранных зонах. Главы администраций, исполнительные органы власти зачастую выдают разрешения на покупку земель в водоохранных зонах, не предупреждая граждан об имеющихся ограничениях, о необходимых экологических экспертизах, согласованиях, о существующих запретах на строительство. Граждане, соответственно, допускают нарушения в пользовании такими участками. В этих случаях мы воздействуем на уполномоченные органы власти. Хотя в прибрежной полосе иногда приходится добиваться сноса возведенных сооружений.

При осуществлении надзора за исполнением лесного законодательства мы акцентируем внимание на незаконных порубках, которые осуществляются промышленными предприятиями. Так, в зоне нашего внимания в 2004 году оказалось ОАО «Свердловэнерго», которое стало заказчиком строительства линии электропередач, а на скамье подсудимых оказался один из руководителей предприятия, работающего по договору с ним. В данном случае была осуществлена крупная незаконная порубка леса, по факту которой возбуждено уголовное дело.

Всего в 2004 году прокуратурой вскрыто 357 нарушений экологического законодательства, увеличилось число виновных лиц, привлеченных природоохранным прокурором к административной ответственности, до 114 человек. По результатам рассмотрения внесенных прокурором представлений 87 человек привлечены к дисциплинарной ответственности.

Кроме того, в 2004 г., по сравнению с 2003 г., более чем на 20 % увеличилось количество возбужденных уголовных дел.

Также в 2004 году прокуратурой проведены плановые проверки автотранспортных предприятий, соблюдение законодательства в сфере оборота производственных и бытовых отходов, промышленных предприятий в области обращения ядовитых и опасных веществ, в области утилизации отходов производства. Здесь использовались меры уголовно-правового характера. Так, возбуждено и расследуется уголовное дело по ч. 2 ст. 247 УК РФ в отношении руководства ЗАО «Русский хром 1915» в Первоуральске. Работниками этого предприятия не были приняты необходимые меры к охране химически опасного объекта, что повлекло попадание двух подростков в отстойник шламового хозяйства, в результате чего они получили серьезные ожоги.

Расскажите о приоритетных направлениях в работе природоохранной прокуратуры в 2005 году?

– В 2005 году мы продолжим работу по надзору за исполнением лесного законодательства, но большее внимание будем уделять не федеральным, а сельским лесным хозяйствам.

Будет усилено внимание к обращению с отходами промышленности. Будут проверены объекты по хранению опасных отходов и веществ, требующих надлежащей охраны. Кроме того, мы проведем проверки предприятий, которые используют опасные и взрывоопасные химические вещества. Совместно с органами ГО и ЧС, санитарно-эпидемиологическими службами будет проверен ряд предприятий, использующих опасные химические вещества. В их число попадут хладокомбинаты, очистные сооружения, на которых, в частности, применяется хлор; многие другие объекты.

В обязательном порядке будут проверены поднадзорные нам контролирующие органы, прежде всего – на предмет соблюдения законодательства о порядке рассмотрения жалоб и заявлений граждан. Как я уже говорил, заявления граждан являются для нас одним из важнейших источников информации, и мы собираемся проверить сроки и полноту их рассмотрения.

– Какие населенные пункты чаще всего оказываются в зоне выбросов промышленных предприятий? Могут ли жители населенного пункта подать в суд на предприятие, осуществившее незаконные выбросы, и получить компенсацию?

– Разумеется, чаще всего в зоне выбросов находятся те населенные пункты, где расположены промышленные предприятия. Наиболее неблагоприятные с экологической точки зрения – это Ревда, Первоуральск, Каменск-Уральский – города с наибольшим количеством промышленных предприятий.

Что касается того, могут ли жители подать в суд на предприятие, то ответ здесь совершенно однозначен: безусловно, могут. Существует конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду. В случае, если граждане пострадают в результате выбросов, они имеют право требовать материальной и моральной компенсации причиненного ущерба. Более того, в этом случае прокуратура будет решать вопрос об уголовной ответственности руководителей предприятия, допустивших подобный выброс. Данная процедура является для нас обычной практикой. Единственным препятствием на этом пути становится необходимость иметь неопровержимые доказательства того, что выброс или другое нарушение совершило конкретное предприятие, а также фиксировать причиненный вред здоровью.

– Каково отношение к работникам природоохранной прокуратуры со стороны руководителей предприятий? Произошли ли изменения в области загрязнения окружающей среды по сравнению с прошлым годом?

– Существенные положительные изменения произошли как раз в части отношения предприятий к проблемам экологии. Собственники и руководители компаний начали заниматься вопросами экологии и, как правило, сразу принимают во внимание наши замечания. Часто еще до окончания проверки нарушения, которые могут быть исправлены, исправляются.

Проблемы, требующие определенных согласований, решаются позже, но меры принимаются сра зу. Руководство большинства предприятий адекватно реагирует на наши требования. Мы добиваемся устранения выявленных нарушений, запрашиваем информацию об этом или проводим дополнительные проверки.

Кроме того, сотрудники прокуратуры проводят профилактическую работу, выступают на семинарах перед экологами предприятий, представителями местных администраций, объясняют, на что больше всего надо обращать внимание. Не без нашего участия началась перестройка СУМЗа, выделены значительные финансовые средства на экологические программы. На других предприятиях мы наблюдаем изменения в отношении к вопросам экологии, меняются технологические процессы с учетом их экологической безопасности.

Также нам бы хотелось привлечь внимание жителей области к вопросам загрязнения окружающей среды. Хотелось бы взаимодействовать и получать сигналы от граждан. Проблемы экологии – это проблемы общества. Часто из-за равнодушия и бездеятельности наших граждан происходят нарушения, которые могли бы быть предотвращены. Природоохранная прокуратура всегда готова реагировать на обращения и оказывать посильную помощь. Хотелось бы, чтобы люди не только надеялись на кого-то, но и сами занимали активную позицию для сохранения благоприятной окружающей среды. Достаточно написать нам заявление о нарушении гражданских прав или экологических нарушениях – и меры будут приняты.


Другие материалы по теме: