Факторинг: перспективы на Урале

Завершение 2004 и начало 2005 года на региональном рынке финансовых услуг во многом проходят под знаком внедрения факторинга.

В последнем квартале 2004 года и январе 2005 года некоторые из действующих на Урале кредитных организаций, в частности, СКБ-Банк, Меткомбанк, Уралфинпромбанк, Банк24.ру заявили о своем выходе на рынок факторинговых услуг. Тем не менее, ни одна из вышеперечисленных организаций пока не обладает значительным позитивным опытом продаж этого но вого для уральского рынка банковского продукта.

Таким образом, данный сегмент финансового рынка пока еще находится в зачаточном состоянии, чему в немалой степени способствует достаточно низкая осведомленность потенциального клиента об особенностях и преимуществах факторингового финансирования сделок.

Факторинг

Факторинг представляет собой продажу права взыскания долга. При этом фактор, то есть лицо, которому кредитор продает имеющуюся у него задолженность, принимает на себя обязанность ее получения и риски, связанные с возможностью ее ненадлежащего обслуживания, то есть невыплаты или несвоевременной выплаты. Кроме того, ответственность фактора распространяется и на некоторые менее очевидные риски, такие как риск изменения рыночной стоимости финансовых ресурсов, колебания валютных курсов и т.д. Существует несколько форм факторинга, различия между которыми определяются порядком расчета фактора с кредитором и типом отношений кредитора и фактора с должником. Однако наибольшее распространение на российском рынке получила одна из форм так называемого открытого факторинга, при котором кредитор сразу получает от фактора часть долга и уведомляет должника об изменении порядка погашения задолженности: с этого момента адресатом выплат должника становится фактор. «Размер досрочного платежа зависит от того, насколько банк доверяет поставщику и с какими рисками связано осуществление факторингового финансирования в каждом конкретном случае. Как правило, если банк вообще берется финансировать данную сделку, сумма, выплачиваемая в день поставки, составляет 70-80% от общего объема сделки», – отмечает заместитель начальника кредитного управления ОАО «СКБ-Банк» Андрей Николаев. Остаток долга, за вычетом комиссии, выплачивается фактором кредитору по мере взыскания средств с должника. Как правило, эта комиссия складывается из стоимости кредитных ресурсов, необходимых для финансирования поставщика, фиксированного процента от оборота поставщика, представляющего собой плату за услуги фактора и его премию за принятые им на себя риски. «В российских условиях стоимость кредитных ресурсов соответствует обычной стоимости банковского кредита и может составлять, в зависимости от особенностей финансируемой сделки, от 16 до 19% годовых, – говорит Андрей Николаев. – Стоимость услуг фактора также зависит от характера сделки и надежности клиента; например, в СКБ-Банке эта стоимость, как правило, составляет 2-4% от суммы сделки. Таким образом, общая стоимость средств, привлекаемых клиентом в рамках факторингового финансирования, не превышает 23% годовых».

Рынок

В этой форме факторинг, как правило, позиционируется как услуга для юридических лиц, оказываемая банками и аффилированными с банками компаниями. Высокая ценность этой услуги для компаний определяется тем, что факторинг может использоваться как форма финансирования поставок с отсрочкой платежа. Компания поставляет товар своим контрагентам и в день поставки переуступает право требования оплаты факторинговой компании, получая таким образом возможность возвратить большую часть стоимости поставленного товара.

Таким образом, наибольший спрос на факторинг, как правило, возникает у динамично развивающихся небольших компаний, работающих в насыщенной конкурентной среде, продукты и услуги которых пользуются массовым спросом.

Действительно, наличие массового спроса на продукты или услуги компании предполагает, что многие из ее контрагентов сами являются мелкими и средними компаниями, которые не в состоянии оплачивать необходимые им товары до получения прибыли от их использования. Соответственно, эти клиенты предпочтут того поставщика, который готов предоставить им свои товары и услуги с отсрочкой платежа, причем на возможно более выгодных условиях. Однако, предоставляя такую отсрочку всем своим клиентам, которые хотели бы ее получить, поставщик может столкнуться с проблемами покрытия кассового разрыва и нехваткой средств для осуществления закупки или производства новых партий поставляемого товара. В результате компании приходится мириться с падением темпов развития бизнеса, которое способно полностью уничтожить позитивные эффекты привлечения новых клиентов за счет отсрочки платежа.

До недавнего времени единственным выходом из этой ситуации было оформление банковского кредита, которое зачастую влечет расходы, связанные как с процедурой оформления кредита, регистрации залога и т.д., так и с оплатой рабочего времени сотрудников компании, отвечающих за привлечение финансовых ресурсов. Причем с усилением эффективности надзора за банковским сектором российской экономики эти расходы приобретают тенденцию к росту.

Напомним, что еще 1 апреля 2004 года вступила в силу инструкция ЦБ РФ N 110-И «Об обязательных нормативах банков». Согласно этому документу, банки должны включить в расчет норматива Н6 (норматив максимального риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков) все остатки средств на корсчетах в кредитных организациях-контрагентах. Кроме того, согласно нормативу, максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков не должен превышать 25% собственных средств банка.

В этих условиях факторинг представляет собой несколько более гибкий инструмент для решения возникающих у поставщика проблем. Факторинговое финансирование поставки с отсрочкой платежа позволяет поставщику не тратить усилия на привлечение средств для покрытия возникающего кассового разрыва, не требует залога, избавляет поставщика от затрат на мобилизацию средств при наступлении срока погашения кредита или выплаты процентов. В рамках факторинга банк, наряду с финансированием, осуществляет управление дебиторской задолженностью поставщика, освобождая последнего от массы аналитической и практической работы. Получая от банка исчерпывающую информацию, достаточную для принятия квалифицированных управленческих решений, со трудники компании-поставщика могут сконцентрировать свои усилия на развитии производства, сбыта, изучении рынков, решении хозяйственных, организационных и других вопросов.

Выгоды факторинга для малых компаний зависят от перспектив и темпов развития последних. Как правило, динамично развивающаяся малая компания достаточно быстро «набирает вес» и вполне может рассматриваться в качестве потенциального клиента участниками рынка факторинговых услуг уже на ранних этапах ее развития.

Представители крупного бизнеса, как правило, рассматриваются в качестве выгодных клиентов любыми поставщиками финансовых услуг, и факторинг в этом отношении не является исключением. Вместе с тем, для российского крупного бизнеса в целом характерна недооценка альтернативных методов финансирования сделок и факторинга в том числе. Одной из причин такой недооценки является наличие у этих компаний значительных собственных средств и высокая заинтересованность банков в осуществлении кредитования крупных корпоративных клиентов.

«Практика показывает, что традиционно значительная часть клиентской базы факторинговых компаний формируется за счет средних оптовых поставщиков. Кроме того, почти все факторинговые компании готовы рассматривать возможность проведения разовых операций по финансированию поставок малых компаний. Крайне выгодным, хотя и достаточно трудным для освоения сегментом рынка представляется крупный бизнес. Таким образом, в качестве потенциального потребителя факторинговых услуг может рассматриваться практически любое юридическое лицо, за исключением, быть может, органи заций с бюджетным финансированием и разного рода зависимых компаний, аффилированных с крупными, прежде всего , финансовыми организациями», – констатирует Андрей Николаев.

Банки

Развитие рынка факторинговых услуг дает определенные преимущества не только их потенциальным потребителям, но и самим факторам. В России факторинг, как правило, развивается кредитными организациями, которые могут оказывать соответствующие услуги, не выходя за рамки генеральной лицензии на осуществление банковской деятельности. Кроме того, любая факторинговая компания нуждается в значительных денежных средствах для финансирования поставок, а в России значительная часть денежных средств находится в ведении банков, что предоставляет им определенные конкурентные преимущества. Пока объемы рынка остаются сравнительно небольшими, факторингом занимаются соответствующие подразделения внутри самих банков, однако как только оказание факторинговых услуг «ставится на поток», решающее преимущество приобретают специализированные факторинговые компании, аффилированные с отдельными кредитными организациями и банковскими холдингами. «Развитие факторинговых операций банка, как правило, затрудняет учет и при водит к «засорению» банковского баланса, – считает Андрей Николаев. – Поэтому, на мой взгляд, здесь, как и на рынке лизинговых услуг, будущее за специализированными факторинговыми компаниями, которые будут представлять собой, по сути, дочерние структуры соответствующих банков».

Вместе с тем, эксперты считают, что на данный момент как российский, так и региональный рынки факторинговых услуг находятся в стадии формирования, и условия для деятельности значительного числа специализированных факторинговых компаний еще не созданы. «На сегодня лишь единицы российских компаний обладают опытом оказания факторинговых услуг хотя бы на уровне десятилетия, – говорит Андрей Николаев. – Что же касается предложений региональных кредитных организаций, то большинство этих предложений носит декларативный характер. На рынке пока отсутствует информация о каких-либо масштабных сделках, факторинговое финансирование которых осуществлялось региональными банками, и условиях этих сделок».

Перспективы

Пока не сформирован круг местных компаний, являющихся регулярными потребителями факторинговых услуг местных банков, достаточно трудно вести речь о какой-либо конкуренции среди действующих в регионе факторов. Вместе с тем, само повышенное внимание банков к факторингу во многом является следствием напряженной конкуренции между ними. Стремясь к преобладанию на рынке финансовых услуг юридическим лицам, банки рассматривают факторинг как перспективное средство привлечения новых корпоративных клиентов, дающее определенные надежды на передел данного рынка. Однако, по мнению специалистов, в условиях, когда значительная часть целевой аудитории не осведомлена об особенностях и выгодах предлагаемого банками нового комплекса услуг, развитие факторинга может привести скорее к закреплению преобладания лидеров рынка финансового обслуживания корпоративных клиентов, чем к появлению здесь новых сильных игроков.

Действительно, крупным банкам, обладающим обширной и хорошо структурированной клиентской базой, легче донести до своих клиентов информацию о новых услугах. Начиная с факторингового финансирования уже привлеченных клиентов, кредитная организация заранее располагает информацией о масштабах и характере возникающих здесь рисков, и, следовательно, вероятность удачного старта факторинга в этих условиях достаточно высока. В то же время банки, не обладающие развитой клиентской базой, будут вынуждены с самого начала работать с неизвестными им организациями, что приведет к созданию повышенных рисков и потребует от них значительных усилий по оценке финансовой устойчивости обеих сторон финансируемой сделки, что ставит их в заведомо менее выгодные условия конкуренции. При этом, естественно, крупные региональные банки достаточно хорошо осведомлены о своих конкурентных преимуществах на зарождающемся рынке факторинговых услуг и намерены использовать все открывающиеся им в этом отношении возможности. «На первом этапе целевая аудитория факторинговых услуг СКБ-Банка будет ограничена пределами уже сформированной банком клиентской базы, – отмечает Андрей Николаев. – Стратегия ее дальнейшего расширения, скорее всего, будет опираться на использование деловых связей клиентов банка, что предполагает привлечение деловых партнеров наших клиентов, затем деловых партнеров этих деловых партнеров и так далее».


Другие материалы по теме: