ОАО «Российские железные дороги» запросили у государства на дотацию убыточных пассажирских перевозок $ 3 млрд.

28 февраля 2005 (08:54)

Железнодорожная реформа может обойтись федеральному бюджету в $ 3 млрд. Как стало известно «Ведомостям», такую сумму запросили «Российские железные дороги» у государства на дотации убыточных пассажирских перевозок. Предложение менеджмента РЖД Совет директоров госмонополии планирует рассмотреть в среду. Но чиновники не намерены перекладывать на бюджет это бремя. Об этом сообщают «Ведомости».

2 марта Совет директоров РЖД должен обсудить выделение из состава монополии Федеральной пассажирской компании (ФПК), сообщила вице-президент РЖД Анна Белова. В распоряжении «Ведомостей» имеется концепция создания ФПК, которую представит на Совете менеджмент монополии. РЖД готова отдать новой компании 332 из 472 имеющихся у нее вокзалов, 24.000 из 26.152 вагонов дальнего следования и 1.092 платформы. По данным РЖД, балансовая стоимость этого имущества составляет около 100 млрд. руб. ФПК будет создана в 2007 г., указывается в концепции. Тем не менее, РЖД уже сейчас предлагает государству копить деньги на субсидии пассажирской компании.

Сейчас убытки от перевозок пассажиров покрываются повышенным тарифом для грузоотправителей. В концепции изложено два сценария развития ФПК до 2010 г. - консервативный и ускоренный. Оба учитывают рост объемов перевозок на 2% в год. Ускоренный сценарий предполагает, что с 2005 г. тарифы ФПК вырастут в 3 раза. В таких условиях убытки компании в 2007-2010 гг. составят 43 млрд. руб. В 2007 г. бюджет должен компенсировать их на 23,9 млрд. руб., но уже к 2010 г. субсидии сократятся до 0,5 млрд. руб., считает РЖД. По консервативному сценарию, согласно которому тарифы ФПК вырастут в 2,6 раза, убытки компании составят 96,7 млрд. руб. В 2007 г. бюджет должен выделить ФПК 35,2 млрд. руб., а в 2010 г. – 13,7 млрд. руб., гласит концепция.

Кто станет акционером ФПК, в концепции не написано. Состав акционеров и их доли, по документу, определится только в конце 2005 г. Сначала ФПК планировалось создать как «дочку» РЖД. Но в декабре 2004 г. Правительство решило, что заберет пассажирские перевозки себе, и внесло поправки в утвержденную в мае 2001 г. программу железнодорожной реформы. «Пока речь идет о том, чтобы сделать ФПК на 100% государственной», – сказал замминистра экономического развития Андрей Шаронов. И основная причина такого решения – сегодняшняя убыточность перевозок, признает Шаронов.

100% акций «Российских железных дорог» принадлежат государству. Выручка компании по МСФО за 6 месяцев 2004 г. составила 323,1 млрд. руб. Из них на грузовые перевозки пришлось 263,7 млрд. руб., на пассажирские – 30,5 млрд. руб. Чистая прибыль РЖД по итогам полугодия составила 13,86 млрд. руб. По данным компании, пассажирские перевозки в 2004 г. принесли РЖД убытки на сумму 35 млрд. руб.


Другие материалы по теме: