«Уральский Рабочий» и Зинаида Паньшина: «А сколько корова дает молока?»

1 марта 2005 (13:17)

«Да мы молока не видали пока», — этим диалогом, из знакомого мультика характе-ризуется экономическая ситу-ация на многих предприятиях Урала.

От числа всех предприятий на тер-ритории Уральского федерального ок-руга 41 процент составляют такие, что не получают от своей деятельности никакой прибыли. Мало того — они убыточны. Причем (за исключением лишь Тюменской области) половину общей убыточности приносит десяток промышленных гигантов Урала.

Что это за десять «богатырей», участники состоявшегося на днях ок-ружного совещания в резиденции полпреда Президента РФ решили пока не разглашать. Более чем двух-часовое совещание, целиком посвя-щенное вопросу «О дополнительных мерах по повышению эффективнос-ти финансово-экономического оздо-ровления убыточных предприятий Уральского федерального округа», проходило, за исключением первого доклада, при отсутствии представи-телей прессы.

А участвовали в нем представите-ли администраций, министерств и де-партаментов всех субъектов Федера-ции, входящих в состав УрФО, и за-местители глав субъектов. В совеща-нии приняли также участие руково-дители органов статистики и пред-ставители Межрегиональной инспек-ции Федеральной налоговой службы по УрФО, Межрегионального управ-ления Комитета по финансовому мо-ниторингу России по УрФО, Ураль-ского окружного управления Росрезерва, Министерства юстиции РФ по УрФО, Института экономики Ураль-ского отделения РАН.

В декабре 2004 года с целью изуче-ния и последующего анализа проблем финансового оздоровления убыточ-ных предприятий Уральского округа была создана специальная рабочая группа.

— Задача перед группой была поставлена колоссаль-ная по сложности, и работа проведена действительно очень большая, — сказал, открывая совещание, заме-ститель полномочного пред-ставителя Президента РФ в Уральском федеральном ок-руге Виктор Басаргин. — Сейчас нам предстоит под-вести итоги по ее результа-там, а по завершении перво-го этапа, имея максимально полную картину, мы присту-пим к разработке конкрет-ных предложений по умень-шению неэффективности предприятий.

Первый этап исследова-ния показал, что из всего массива предприятий-«убыточников» в муниципальной собственности находится треть, а подавляющее боль-шинство — в частной соб-ственности. Часть убыточ-ных предприятий относится также к федеральной соб-ственности, смешанной рос-сийской собственности, соб-ственности субъектов РФ.

«Пальму первенства» в этих малопочетных списках дер-жат предприятия жилищно-коммунального хозяйства, а вслед за «лидирующей» коммуналкой идут транс-портные компании, строи-тельные фирмы и предста-вители лесного комплекса, торговля, обществен-ное питание и сельс-кое хозяйство.

Обстоятельства, ко-торые приводят пред-приятия к убыточнос-ти, конечно, разные, но есть несколько общих причин. Так, убыточ-ные предприятия мно-го лет не модернизиро-вались. Основные сред-ства пришли в негодность. Не имея средств на обновление оборудования и технологий, эти предприятия не могут со-здавать качественную, конку-рентную и ликвидную про-дукцию. Для внедрения но-вых технологий, обновления оборудования необходимы инвестиции.

Налоги, которые должны платить предприятия, со-ставляют значительную часть себестоимости про-дукции, работ и услуг, что в определенной мере тоже ме-шает созданию конкурен-тоспособной и ликвидной продукции.

Губернатор Эдуард Россель оз-вучил свои предложения по выводу из кризиса убыточ-ных предприятий (тогда, по его словам, таковых было сорок три процента). «Им надо помогать», — справед-ливо заметил Эдуард Эргартович и предложил, в част-ности, передавать убыточ-ные предприятия ведущим промышленным холдингам Среднего Урала. И сказал далее: «Состоявшиеся хол-динги могут помочь убыточ-ным производствам. Для этого нужно составить спи-сок предприятий, которые заинтересовали бы холдин-ги. Таким образом создает-ся возможность использо-вать капитал этих предпри-ятий, их основные фонды, производ-ственные площади, ра-ботников и специали-стов в интересах веду-щих уральских хол-дингов».

Эксперты усомни-лись в возможности такого хода. Директор Института экономики УрО РАН Александр Татаркин тогда отметил, что для реализации планов гу-бернатора необходим опре-деленный экономический и правовой механизм, кото-рый, по общему мнению эк-спертов, пока отсутствует. Высказались по этому пово-ду и некоторые депутаты об-ластной Думы: если убыточ-ное предприятие государ-ственное, то его никто не вправе передать в частные руки. Если же оно негосу-дарственное, то его также никто не вправе передавать другому собственнику. Та-ким образом, по словам од-ного из областных парла-ментариев, инициатива гу-бернатора вступает в проти-воречие с Федеральным за-конодательством, а потому является абсурдной и невы-полнимой. Ряд экспертов нашли ее прямым покуше-нием на право частной собственности как таковое, прежде всего — на права акционеров убыточных предприятий, а также их кредиторов: как бы не на-чался на Урале очередной массовый передел собствен-ности...

Надо полагать, что рабо-чая группа, созданная на уровне УрФО, сумеет предложить более реальные и за-конные варианты повыше-ния эффективности финансово-экономического оздо-ровления убыточных пред-приятий Урала и Свердлов-ской области.


Другие материалы по теме: