«Уральский рабочий»: «Как рабочих «раскулачили»

9 марта 2005 (13:23)

Завод ушёл, а акции остались. И превратились в макулатуру?


Больно доже представить, с каким настроением. Зинаида Григорьевна и Владимир Иванович возвратились домой после заседания арбитражного суда в областном центре, отказавшего акционерам ОАО «Салдинский металлургический завод» в иске к заводскому руководству. Благо бы судились они из собственных интересов, так ведь с надеждой в этот ветреный февральский день ждали «своих защитников» сотни бывших и нынешних заводчан.


Хоть шерсти клок


Возглавить общество по защите прав акционеров своего родного завода Зинаида Юдина согласилась не сразу. Легко ли пенсионерке, пусть имеющей юридическое образование и большой опыт работы юристом, распутывать хитрые финансовые узелки, по правилам и без правил навязанные директорами и управляющими и сросшиеся за 12 лет в почти нераздельный монолит! Но главный «революционер» СМЗ — инженер на пенсии Владимир Винокуров, который и поднял среди заводчан-акционеров волну возмущения против сделок с заводским имуществом, убеждал: надо отстаивать народные интересы, в том числе и наши с тобой, и ты сможешь сделать это как надо, по закону. И она сдалась. Задвинула дом и хозяйство, обложилась грудами папок с документами, и не стало для нее более важного дела, нежели это самое «отстаивание».


Народные интересы заключались в том, чтобы заставить теперешних «рулевых» родного завода либо вернуть предприятие в прежнее русло, либо выкупить у работников и пенсионеров по номинальной стоимости остатки акций, не распроданных в период бурного передела собственности. При первом из вариантов (в случае успеха дела) акции, которые в начале 90-х пару лет приносили держателям дивиден-


ды, вновь смогли бы делать это, а при втором — от них был бы, как говорится, хоть шерсти клок.


Отцы и Дети


Было бы несправедливо уличать тружеников и пенсионеров в меркантилизме по отношению к родному заводу. Люди они понимающие: когда СМЗ испытывал трудности в связи со всеобщим кризисом отечественной экономики и не получал прибыли, они не возмущались отсутствием дивидендов. Однако наступил момент, когда доверие к руководству пошатнулось и начало катастрофически падать. Пока не скатилось до абсолютного нуля.


«Звоночек» прозвенел в 97-м, когда с очевидной целью увода предприятия от долгов регистрируется новое акционерное общество под названием «Уральский завод рельсовых скреплений», сокращенно ОАО «УЗРС», генеральным директором которого становится родной сын гендиректора ОАО «СМЗ». При этом как-то обошлось без общего собрания акционеров, и трудовой коллектив увидел только итог операции: у цельного производственного комплекса стало сразу два хозяина, два акционерных общества, потому что «папа» внес за акции «дитяти» шесть основных цехов металлургического завода. Правда, цеха эти тут же сдаются «папочке» в аренду по вполне сходной цене — 1,781 миллиона рублей в квартал.


Печальный детектив


Общество по защите прав акционеров СМЗ зарегистрировано только в марте прошлого года. Но еще до этого Владимиру Ивановичу и Зинаиде Григорьевне удалось «накопать» в деятельности многочисленных управляющих и руководителей завода не один десяток фактов, по которым у законников, пожалуй, могли бы появиться вопросы. Стараниями Зинаиды Григорьевны все эти факты собраны и подшиты, так что получился тяжелый «томик»-обвинение. В нем все — от нарушений с хранением и ведением реестра держателей акций до описания сомнительных сделок руководства с заводским имуществом.


Одна наиболее крупная сделка и стала предметом


недавнего рассмотрения в арбитражном суде по исковому заявлению Владимира Винокурова. Исковое требование заключалось в просьбе признать недействительной сделку по договору залога, согласно которому Уральский завод рельсовых скреплений в январе 2002 года заложил коммерческому банку «Ореолном-банк» недвижимое имущество (изначально, как мы знаем, принадлежащее Сал-динскому металлургическому заводу) за кредит в сумме 280 тысяч долларов со сроком погашения в один год. Сведениями о погашении кредита податели иска не располагают. Но знают, что ОАО «УЗРС» осенью 2004-го ликвидировано, а вместо него теперь — ООО «НСМЗ», то есть Нижнесал-динский металлургический завод, в котором у трудового коллектива уж точно нет ни гроша. Если бы суд удовлетворил иск, то «кинопленка времени» отмоталась бы назад — туда, где еще есть УЗРС, и, следовательно, акции заводчан еще чего-то стоят, Истец, по крайней мере, в этом уверен.


«За нами люди»


- По закону, крупность этой имущественной сделки такова, что решение по ней должно было приниматься на общем собрании акционеров, чего сделано не было, — перед заседанием арбитражного суда Зинаида Григорьевна проговорила для себя суть искового требования. — Наблюдательный совет, который совершил сделку, обязан был понимать, что в отчуждаемом таким образом имуществе есть и наша доля, доля заводчан-акционеров. К тому же и сам наблюдательный совет,


в котором многие вовсе не являются акционерами, не являлся избранным на общем собрании акционеров завода, как это должно быть по закону, поэтому он вообще нелегитимен.


Вроде все понятно. Но суд проигран. Снисходительно свысока поглядывали на неудачливых защитников народных интересов представители ответчика. Нет, не осилить пенсионерам молодых. Скрупулезно тканая неспешная логика безнадежно уступает в условиях арбитражной состязательности быстрословию новых русских экономистов и юристов. Не хватает пожилым защитникам рядовых нижне-саддинских акционеров требуемой для судебной тяжбы сноровки. Нет у них денег ни на проведение необходимых экспертиз, ни на оплату услуг сильного опытного юрисконсульта, который либо обосновал бы тщетность «бодания с дубом», либо уверенно повел дело к выигрышу. Но они — вот неугомонные! — твердят одно: пойдем, мол, до конца, нам терять нечего, а за нами люди.


С горечью сообщали нижнесалдинцы в письме главному федеральному инспектору Уральского федерального округа Виктору Байдукову, информируя его о создании своего «Союза акционеров»: «Продолжается постепенное уничтожение завода пугем присвоения его имущества, распродажи имущества за бесценок, превращения действующего оборудования в металлолом...».


После массовых скупок, которые проходили в «смутные времена», доля акций СМЗ и УЗРС в руках акционеров изрядно сократилась. Но владение акциями все-таки означает право на определенную долю заводского имущества, считают работники и пенсионеры. Они, похоже, еще не осознали, что их «раскулачили».


Другие материалы по теме: