«Уральский рабочий» и Андрей Морозов: «Магнетический проект»

30 марта 2005 (14:06)

В текущем году должно начаться строительство завода по производству магния под Асбестом. И это не может не радовать. Как не может не огорчать другое, также связанное с асбестовским магнием. Об этом мы и поговорим.


Магний — это наше все


Если город называется Асбестом, то легко догадаться, чем занимаются его жители и от чего зависит их благополучие. И вы можете понять, что они испытывают, когда в мире разгорается очередная кампания за запрет на использование асбеста и изделий из него". Тем паче что и без этих гонений каждый год снижаются объемы производства градообразующего предприятия — «Ураласбеста».


Дополнительной головной болью является прежняя продуктивная работа «Ураласбеста», когда за перевыполнение планов по добыче и переработке асбеста давались премии, знамена и даже ордена. Но все это в прошлом, а в настоящем с тех времен остались миллионы тонн отходов асбестового производства.


И можно себе представить, какой благой вестью для асбестовцев явилось предложение развернуть у них производство магния. Причем добывать его из асбестовых отвалов, так как магния в них содержится больше, чем в природных рудах. А если учитывать еще


и сопутствующий скандий плюс другие редкие и редкоземельные металлы, то от открывающихся возможностей и вовсе дух захватывает.


Тем более что рядышком располагаются Рефтинская ГРЭС и Бе-лоярская АЭС. Что особенно важно для энергоемкого производства, каким является магниевое. Если же учитывать, что «атомные» киловатты в перспективе самые дешевые, а БАЭС будет расширяться, то производить на Среднем Урале самый конкурентоспособный в мире магний не кажется несбыточной мечтой.


Не огорчила даже неудача с размещением нового производства на пустующих производственных площадях Малышевского рудоуправления — помешала секретность. И можно себе представить, что здесь добывалось в свое время, если попадавшиеся при этом самые редкие изумруды в мире считались попутной продукцией. Ну, а где секретность — там проблемы. Поэтому сочли за лучшее обосноваться в пригороде Асбеста.


Потом «подпортило» Минприроды РФ, которое затеяло возню с лицензией на добычу магния. Отбиться удалось благодаря тому, что тот, кто создал рукотворные горы из отходов, имеет преимуществен-- ное право их разработки.


В общем, магических и прочих препятствий с магнием было предостаточно. Но зато повезло с инвестором. Для швейцарской фирмы Minmet Financing Company магний — это профильный бизнес. Нашелся и опытный директор, который ранее руководил Соликамским магниевым заводом.


В общем, как говорится, за работу, товарищи. Но тут случилось


еще кое-что, не просто осложнившее судьбу магниевого проекта, а вообще поставившее под угрозу его осуществление. Из-за чего, собственно, и пишется этот материал.


Просят подвинуться


В настоящее время магнием в России занимаются Березниковс-кий титано-магниевый комбинат (ОАО «Авиема») и Соликамский магниевый завод (СМЗ). Первый львиную долю производимого им магния — 65 % — поставляет в США. СМЗ поменьше, но также ощутимо — 30 % своей продукции продает на американском континенте. И вот на днях пришло сообщение, что американские власти вводят заградительные пошлины против российского магния.


Нелишне будет сообщить, что продажами российского магния в Америке занимается как раз Minmet — владелец контрольного пакета Асбестовского магниевого завода. И как нам удалось узнать, 4 апреля комиссия США по международной торговле вынесет окончательное решение, а с 11 апреля российский магний на американском рынке должен будет продаваться на 18—22 % дороже, чем сейчас.


Но это еще не все неприятности. Гораздо хуже то, что антидемпинговые пошлины на импорт российского магния в Америку устанавливаются до 2010 года. Притом что, как вы знаете, ввод в эксплуатацию Асбестовского магниевого завода намечается в 2008 году. Если же учитывать, что мировой рынок магния имеет ограниченные размеры, то последствия более чем очевидны. Во всяком случае для новых игроков вход на этот рынок осложняется.


К тому же ставится под сомнение основное преимущество асбес-товского магния — низкая себестоимость его производства. Хотя бы потому, что на американском рынке его все равно придется продавать по высокой цене, которая будет установлена американским антимонопольным законодательством.


Да, на мировом рынке магния наблюдается некоторое оживление. Но это уже было в 1995 году, когда резко возросла рыночная цена магния. Но тут же появились китайцы, о которых никто раньше не слышал как о производителях магния, и завалили своей дешевой и низкокачественной продукцией весь мир.


Кстати, китайцы и есть основные виновники наших нынешних проблем в США. И, к сожалению, будущих тоже. Ведь теперь китайский магний уйдет с американского рынка, где из-за своего низкого качества не может быть продан по принудительно установленной высокой цене. И начнется его экспансия на традиционные рынки, где с ним не сможет конкурировать по цене даже дешевый асбестовский магний.


К тому же не оправдались надежды на БАЭС как источник недорогой электроэнергии: задерживается ввод БН-800. Если раньше планировалось запустить этот энергоблок в 2010 году, то теперь заговорили о 2050-м. Притом что к 2010 году выработает свой ресурс единственный работающий на Белоярской АЭС энергоблок БН-600.


Кстати, отметим, что в России, в отличие от США, не ведется никаких антидемпинговых расследований в отношении китайских производителей магния. Почему бы руководству Свердловской области, ежели оно всерьез обеспокоено судьбой асбестовского магния, не инициировать такое антидемпинговое расследование? Тем более что процесс этот занимает много времени, и как раз к пуску завода в Асбесте будет результат.


По губернаторскому хотению


К сожалению, магниевый проект не единственный из того «гро-мадья» в Свердловской области, которые широко «пиарятся», но с их практической реализацией возникают проблемы.


Вспомним, к примеру, «Стан-5000» на НТМК, о радужных перспективах которого так много говорилось. Сколько еще ждать появления труб большого диаметра тагильского производства? Притом что наш конкурент — «Северсталь» на днях заявил о запуске аналогичного производства во втором квартале 2006 года.


Когда выйдет в серию хваленый электровоз с Уралвагонзавода? Притом что на днях объявлено о планах российских железнодорожников заниматься современным электровозом с Siemens. Давайте наконец честно признаем, что проблемы губернаторских проектов промышленности в том, что главное в них — политическая составляющая, а не учет рыночных реалий. А схема развития и размещения производительных сил Свердловской области — это политический документ, направленный на удержание бизнеса в пределах Свердловской области. И экономикой здесь не пахнет.


Другие материалы по теме: