«КоммерсантЪ-Урал» и Юрий Дорохов: «Опьянение лоббизмом»

31 марта 2005 (13:02)

Свердловские производители алкоголя вступают в НАА

Вчера Национальная алкогольная ассоциация (НАА) объявила о том, что открывает свое представительство в Свердловской области. Это первое региональное представительство НАА. Ассоциация займется лоббированием интересов основных производителей и торговцев алкогольной продукцией, а также борьбой с контрафактным алкоголем. Впрочем, участники рынка сомневаются в том, что у НАА есть реальные рычаги воздействия на региональные власти.

Некоммерческая организация «Национальная алкогольная ассоциация» была создана пять лет назад. Объединяет более 50 крупных производителей и дистрибьюторов алкогольной продукции, в частности, «Альфа-Эко», «Винкор», «Вестор», ГУП «Воронежспиртпром». Участвует в работе экспертного совета по обороту алкоголя Госдумы и Совета по устранению административных барьеров и избыточного регулирования предпринимательской деятельности при экспертном управлении президента РФ.

Национальная алкогольная ассоциация известна своей лоббистской деятельностью в поддержку интересов крупных компаний, занимающихся производством и продажей алкогольной продукции. Так, руководство НАА неоднократно жаловалось в антимонопольные ведомства на региональные власти, ограничивавшие ввоз алкогольной продукции в интересах местных производителей. Кроме того, НАА регулярно готовит обзоры рынка алкогольной продукции, маркетинговые исследования.

До последнего времени НАА действовала на федеральном уровне. Однако в начале марта стало известно, что ассоциация планирует открыть свое первое представительство на Среднем Урале. Инициативу в этом вопросе проявило ОГУП «Агентство по развитию рынка продовольствия Свердловской области» (АРРП) — единственный до последнего времени участник НАА из Свердловской области. «Мы сочли, что развитие рынка достигло такого уровня, что присутствие НАА просто необходимо», — объяснили в ОГУП.

За первое полугодие 2004 года в Свердловской области было продано 5,2 млн дал водки и ликероводочных изделий (61% розничных продаж), 1,9 млн дал вин, 169 тыс. дал шампанского. 10,3% водочных изделий в область поставляет ЗАО «Веда» (Ленинградская область), 9,5% — ОАО «Тагилводка», 7,7% — ООО «Традиции Качества» (Московская область). Местные производители водки и ЛВИ контролируют 28,26% рынка.

2 марта нынешнего года предложение АРРП было поддержано на заседании НАА в Москве, а 29 марта ассоциация провела совещание в Екатеринбурге. Вчера были оглашены его итоги. Как рассказал корреспонденту «Ъ» ответственный секретарь свердловского представительства НАА Дмитрий Таф, в совещании приняли участие руководители ООО «Уралторгсервис», ООО «Инвина», ЗАО «СЭКОМ», ЗАО «ПКФ «Владмин», ОАО «Тагилводка», а также ОГУП АРРП. Участники совещания в Екатеринбурге поддержали идею о создании среднеуральского представительства НАА. «Мы будем направлять свои предложения по регулированию рынка исполнительным и законодательным органам власти», — уточнил господин Таф. Кроме того, уральское представительство НАА займется борьбой с контрафактной продукцией и незаконным оборотом спиртных напитков. «Мы будем влиять на общественное мнение», — уточнил Дмитрий Таф и заверил, что НАА не будет вытеснять с рынка компании, не входящие в ассоциацию.

Будущие члены ассоциации, со своей стороны, надеются с помощью НАА повлиять на ситуацию на рынке и воздействовать на органы власти. «Если одиночная компания выступит с критикой действий чиновников, то она может попасть под административный прессинг. Теперь же наши интересы будет представлять общественная организация», — объяснил «Ъ» заместитель гендиректора ЗАО «СЭКОМ» Дмитрий Троицкий. Впрочем, господин Троицкий признался, что не может привести примеров, когда НАА удалось повлиять на позицию федеральных или региональных властей. Остальные участники рынка также сомневаются, что у НАА есть реальные рычаги воздействия на власть. Представитель ООО «Среднеуральский винный завод» заметил в беседе с корреспондентом «Ъ»: «После прихода НАА появится больше достоверной информации о том, что происходит на рынке. А вот реальными лоббистскими возможностями НАА не обладает».


Другие материалы по теме: