«КоммерсантЪ-Урал» и Мария Черкасова: «Русский хром» не достанется русским. Сделка по продаже завода акционерам КЗФ под угрозой срыва»

7 апреля 2005 (15:47)

Вчера председатель совета директоров ОАО «Ключевской завод ферросплавов» (КЗФ) Сергей Гильварг сообщил „Ъ”, что он готов купить половину акций ЗАО «Русский хром» у хорватского предпринимателя Данко Кончара. Предполагалось, что после завершения сделки завод войдет в формирующуюся интегрированную меткомпанию с капитализацией около $300 млн. Однако неожиданно выяснилось, что сделка находится под угрозой срыва: Данко Кончар заявил, что не намерен продавать РХ. Участники рынка считают, что господин Кончар мог использовать опционное соглашение как обеспечение под кредиты для покупки Samanсor Chrome (месторождение хромитов, ЮАР).

ЗАО «Русский хром-1915» (создано на базе ОАО «Хромпик») производит окись хрома и хромовые соли для металлургических и химических комбинатов. Объем производства — около 30 тыс. т хромовых соединений. Примерно 60% продукции завода идет на экспорт. 50% акций завода принадлежит итальянской Stoppani Group, остальные — британской Kermas (владелец — хорватский предприниматель Данко Кончар). Господину Кончару также принадлежат Серовский завод ферросплавов (СЗФ) и хромовый рудник «Сарана», который частично обеспечивает сырьем СЗФ.

Ключевской завод ферросплавов (КЗФ), производящий около 9 тыс. т металлического хрома с оборотом около $50 млн, является крупнейшим его производителем в мире (около 40% рынка). У «Русского хрома» завод покупает около 10% окиси хрома, остальное импортируется из Казахстана, Великобритании и Китая. По данным «Ъ», более 75% акций КЗФ контролирует председатель его совета директоров Сергей Гильварг.

В феврале господин Гильварг сообщил, что заключил опцион с Данко Кончаром на покупку его доли в «Русском хроме» (РХ). В случае покупки РХ акционеры КЗФ собирались заместить китайский импорт окиси хрома продукцией собственного производства. Кроме того, согласно планам Сергея Гильварга и его партнеров, РХ должен был войти в формирующуюся металлургическую компанию с капитализацией около $300 млн. Туда же, по информации «Ъ» из КЗФ, предполагается передать сам завод, обогатительную фабрику, завод по выпуску алюминиевых порошков (подразделение КЗФ, выделяемое в отдельное юрлицо). Управлять активами будет недавно созданное ЗАО «Русхром».

По словам главы КЗФ, сделку по продаже половины акций РХ инициировал сам Данко Кончар. Соглашение было заключено в разгар переговоров по покупке Kermas южноафриканской компании Samancor Chrome, владеющей 70% мировых запасов хромовой руды (см. Ъ от 21 февраля). Источники «Ъ» в металлургических кругах считают, что к выходу из РХ Данко Кончара могла подтолкнуть потребность в дополнительных средствах после сделки в ЮАР.

По условиям соглашения между господами Гильваргом и Кончаром, владелец КЗФ должен был дать ответ в течение месяца. Вчера он рассказал «Ъ», что согласен исполнить опцион. «Я уже направил свой ответ господину Кончару, однако пока ответа от него не получил», — сообщил он.

Однако, судя по всему, Данко Кончар передумал продавать завод. «Русский хром не продается», — заявил он вчера «Ъ», отказавшись объяснить причину своего неожиданного решения. Участники рынка, близкие к заводу ферросплавов, считают, что на развитие событий повлияла благоприятная конъюнктура в металлургической отрасли (хром используется в качестве легирующей добавки в производстве стали).

По данным «Ъ», о покупке РХ сейчас размышляют в одной из зарубежных компаний. Ее представители говорят, что в ближайшее время намерены вступить в переговоры о продаже предприятия как с Данко Кончаром, так и с Луиджи Стоппани, владельцем Stoppani Group. Не исключено, что господин Кончар решил не торопиться с продажей своей доли РХ, решив, что сможет продать завод в будущем по более выгодной цене. Кроме того, он мог использовать опционное соглашение для получения кредитных ресурсов под покупку Samankor, а после завершения сделки надобность исполнять это соглашение отпала.

Акционеры КЗФ говорят, что намерены в любом случае дождаться официального ответа от Данко Кончара. «Если ответ будет отрицательным, то будем решать, какие шаги предпринимать — ведь в этом случае Данко Кончар нарушает условия соглашения, которое не предусматривает одностороннего отказа», — заявил «Ъ» Сергей Гильварг. Отметим, что сейчас КЗФ разрабатывает план строительства завода по производству окиси хрома мощностью 30-40 тыс. т ежегодно. Ориентировочная стоимость проекта — $10 млн.


Другие материалы по теме: