«Уральский рабочий» и Артем Евсеев: «Меняем топливо на льготы»

7 апреля 2005 (15:39)

Надолго ли «монетизация» заморозила цены на, бензин?

12 апреля для главного российского «монетизатора» Михаила Зурабова настанет «время Ч» — он будет отчитываться перед Госдумой РФ о первых результатах стартовавшей с января этого года социальной реформы. В частности, о процессе замены натуральных льгот денежным пособием.

Стоит отметить, что в Свердловской области особых «околомонетизационных» конфликтов отмечено не было. Хотя отдельные политические силы на фоне муниципальных выборов и пытались спекулировать на нюансах законодательных изменений, но особо трепетного отклика среди будто бы пострадавших от реформы не нашли. Скорее всего, обусловлено это прозорливостью местных властей, своевременно просчитавших вероятное возмущение пожилого населения отсутствием бесплатного проезда.

В Екатеринбурге с января до конца апреля право на безвозмездный проезд в общественном транспорте для пенсионеров сохранено. Но дальнейшее развитие событий напрямую зависит не столько от городской администрации, сколько от позиции федеральных властей. Так как муниципальный и областной бюджеты по сути своей не бездонны.

Почем энергия для народа?

В начале этой недели мировой рынок энергоносителей совершил очередной рекорд — за баррель нефти начали платить более 58 $.

Эксперты утверждают, что ценовая планка поднимется выше. Соответственно, и на внутреннем российском топливном рынке стоит ожидать собственного развития мировых событий. Пессимисты предрекают не только очередной традиционный весенний рывок цен, но и увеличение розничной стоимости бензина к концу года на 20 %. В прошлом году, например, бензин на АЗС вырос в цене на 30 %. Дело в том, что федеральные власти до сих пор не сумели изыскать действенный способ формирования ценовой политики. Как отмечают эксперты Российского топливного союза, эффективного механизма государственного регулирования ценообразования на нефтепродукты не существует.

Существующие ограничения, такие как увеличение экспортных пошлин на продажу нефти за рубеж или повышение налога на добычу полезных ископаемых в любом случае ведут к увеличению налогового бремени для нефтедобытчиков. А так как 75 % внутреннего рынка розничной торговли бензином принадлежит крупным нефтедобывающим и нефтеперерабатывающим компаниям — а это всего лишь семь вертикально интегрированных российских корпораций — рассчитывать на удержание стоимости бензина на нынешнем уровне бессмысленно.

Единственным наиболее радикальным способом формирования внутрироссийской рыночной среды для нефти и нефтепродуктов по оценке аналитиков явилось бы принудительное разделение государством добычи и переработки. То есть независимость нефтеперерабатывающих предприятий от нефтедобытчиков.

Но нефтеперерабатывающий российский комплекс был сформирован в советские времена как государственный монолия, а после приватизации крупные компании продолжили сложившиеся монопольные тенденции. При этом нефтеперерабатывающие предприятия распределяются на территории России крайне неравномерно, что само по себе создает избыточные и дефицитные районы по производству нефтепродуктов.

Из семи федеральных округов только два являются ресурсообеспеченными, остальные, в том числе и Свердловская область, вынуждены завозить недостающие объемы и нести дополнительные расходы.

То есть на стоимость бензина влияет сложившееся трансфертное ценообразование. И поставщикам нефтепродуктов выгодно использовать заведомо нерыночные цены.

Сейчас средняя областная цена на самый популярный бензин АИ-92 — 13,7 рубля за литр. Но не исключено, что уже к маю стоимость возрастет на 10 копеек. Для частных потребителей эта разница несущественная — маркетинговые исследования показывают, что психологическим барьером для автолюбителей станет цена в 15 рублей за литр. Но в сложившихся условиях бюджетной компенсации бесплатного проезда даже такое увеличение станет серьезным ударом по казне. Особенно по региональной и муниципальной.

Придется побеседовать

Бензин, несомненно, продукт ценообразующий, и очевидно, что от ситуации на энергетическом и топливном рынке напрямую зависит уровень жизни населения. В том числе и развитие «околомонетизационных» процессов.

Поэтому стоит предположить, что отчет социального министра Михаила Зурабова перед Госдумой станет не простой констатацией случившегося, а активным предложением к началу эффективного диалога представителей власти и бизнеса по проблемам проведения социальной реформы.

Известно, что в декабре прошло года, именно на старте «монетизации», на случившийся «заморозок» розничной стоимости бензина существенно повлияла позиция Президента России по формированию топливных цен на внутреннем рынке, озвученная Владимиром Путиным на встрече с Вагитом Алекперовым, руководителем крупной нефтекорпорации.

Вскоре после этой встречи «ЛУКОЙЛ» снизил цены на бензин, пусть и не особо резко, всего лишь на рубль. А затем и остальные российские нефтетрейдеры пересмотрели свою ценовую политику. И «монетизация» обошлась государству дешевле. Это лишь демонстрирует возможности властей корректировать процессы ценообразования.

Понятно, что подобные диалоги — это не самый идеальный способ снижения товаров в стоимости, но, как показала практика, достаточно действенный. Следовательно, и региональные власти вполне могут конструктивно общаться с местными бизнес-лидерами ради того, чтобы улучшить благосостояние территории. Особенно в Екатеринбурге, где новый состав городской Думы в большинстве своем сформирован из числа солидных предпринимателей.


Другие материалы по теме: