Областная газета и Андрей Яловец: «Дороги, которые мы выбираем»

8 апреля 2005 (11:49)

Растет благосостояние жителей России: достаточно хотя бы посмотреть — сколько (и зачастую каких!) нынче ездит по дорогам автомобилей, чтобы в этом убедиться. Однако в жизни всегда присутствует «обратная сторона медали». И в настоящее время одна из «темных сторон» связана с резко возросшей интенсивностью движения — проблема безопасности на дорогах стала очень актуальной.

Немного жути в цифрах и фактах

По данным областного Управления ГИБДД, которые на днях были представлены руководителями этого ведомства на встрече с журналистами в пресс-центре «ИТАР-ТАСС Урал», за три месяца 2005 года на дорогах Свердловской области произошло 1362 дорожно-транспортных происшествия (ДТП), из них по вине водителей — 1026, то есть более 75 процентов. За те же три месяца на дорогах области погибло 132 человека, ранения получили — 1799. С участием детей зарегистрировано 167 ДТП — два ребенка погибли, 178 ранено.

Все эти печальные данные значительно ниже по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, однако говорить о том, что проблема безопасности на дорогах теряет актуальность, конечно, нельзя: количество раненых и погибших — словно на войне.

Самая же распространенная причина чрезвычайных происшествий, связанных с автотранспортом, остается неизменной многие-многие годы — это превышение скорости. Или, говоря языком сотрудников ГИБДД, «несоответствие скорости конкретным условиям». Таких случаев ДТП, виновниками которых стали лихачи, с начала года зарегистрировано 318.

Вторая причина, по статистике областного управления ГИБДД, называется «несоблюдение очередности проезда» (или, проще говоря, когда кто-то либо не уступил дорогу либо решил «проскочить» под красный сигнал светофора) — зарегистрировано 154 эпизода.

Еще 110 раз машины бились с разной степенью тяжести, когда чье-то авто по разным причинам вдруг оказывалось на встречной полосе.

И, наконец, четвертое место в скорбном списке занимает распространенное явление, которое называется «пьяный за рулем». По вине напившихся (а в последнее время ещё и обкурившихся-обколовшихся наркотиками) произошло 95 аварий.

Пешеходы тоже добавили цифр в статистическую отчетность, хотя и значительно меньше, чем автомобилисты. Так, по вине тех, кто предпочитает передвигаться пешком, случилось 422 ДТП. Результат — 44 трупа и 400 раненых. Пусть читателя не смущает тот факт, что сумма погибших и отделавшихся ушибами-переломами-сотрясениями не равна количеству ДТП: в числе пострадавших зачастую оказываются водители, пытающиеся избежать наезда на пешехода, а также пассажиры автотранспортных средств. Кстати, по собственной вине с начала года пострадало 340 пеших людей, в основном — переходивших и перебегавших дорогу либо в неустановленном месте, либо вне пешеходного перехода.

Как ни странно, наиболее опасным с точки зрения аварийности днем является суббота. То ли сказывается традиционный еженедельный народный праздник под названием «день шофера» — пятница, когда считается, что водитель может расслабиться и вечерком хорошенько «принять на грудь», то ли есть иные причины...

Тем не менее, факт остается фактом: за минувшие с начала января 13 суббот погибло 26 и ранено 308 человек. На пресс-конференции, о которой уже шла речь, представители ГИБДД даже обратились через СМИ к водителям с просьбой быть очень внимательными и осторожными,'чтобы суббота перестала быть «черной»... Самым же неблагоприятным временем суток для пешеходов и автомобилистов является время с 22.00 до 23.00 — в этот промежуток совершается 10 процентов от общего количества ДТП в день.

Суммируя эти два почти мистических факта, можно прийти к выводу: в субботу, да еще и вечером, садиться за руль или переходить дорогу просто страшно...

Нарушение и наказание

Расхожее утверждение о двух бедах России — дураках и дорогах — давно набило оскомину. Тем не менее, если развивать данный постулат, то можно прийти к интересному выводу: пьяный за рулем уже дурак, а в сочетании с нашими дорогами — это для России беда, умноженная на два. Выше уже упоминалось о том, какую угрозу несут нетрезвые водители окружающему их на дороге миру.

Причем на вопрос сотрудника милиции «пил?» автопилот неизменно ответит «да никогда в жизни!!!». Доказать же факт алкогольного либо наркотического опьянения можно только после проведения специальной медэкспер-тизы, от которой водитель, разумеется, будет бежать, как черт от ладана.

Теперь же проблема «добровольности» сей процедуры решена: после недавнего внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП), невыполнение водителем законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет. Данная норма вступает в силу с 23 апреля 2005 года. Ранее же закон предусматривал наказание в виде административного штрафа (от 1000 до 2000 рублей).

Кстати, только с начала нового года в Свердловской области за отказ пройти освидетельствование оштрафовано почти девятьсот человек. Если бы в это время уже действовала новая норма КоАП, водителей на дорогах значительно бы поубавилось — без прав далеко не уедешь, а платить «лишенцу», все же севшему за руль, теперь придется уже не 500—800 рублей, а 1,5—2 тысячи. Так что, возможно, после 23 апреля пробок на дорогах станет меньше — многие автомобилисты наверняка перейдут в разряд пешеходов на полтора-два года.
Все на той же пресс-конференции, отвечая на вопрос

корреспондента «ОГ» по поводу того, сколько примерно передвигается по нашим автодорогам водителей с купленными правами (можно представить, какую угрозу несет сидящий за рулем человек, не прошедший ни медицинскую комиссию, ни курсы), начальник отдела экзаменационной работы, технического надзора и регистрации автомототранспортных средств Управления ГИБДД ГУВД Свердловской области Дмитрий Усов заметил, что случаи «продажи» прав на управление автотранспортным средством действительно существуют. Однако они не носят системного характера, а потому серьезной проблемы не представляют. В областном ГИБДД есть соответствующие структуры, например служба собственной безопасности, которые занимаются выявлением и пресечением Деятельности и том числе и тех сотрудников ^милиции, которые решили подзаработать на торговле водительскими удостоверениями.

Гораздо более серьезная проблема, по мнению Д.Усова, в другом: все больше становится водителей, у которых вообще нет прав. Только за три последних месяца привлечено к ответственности 4193 таких «пилота», а сколько их на самом деле — трудно представить.

То есть человек приобрел авто, сел — и поехал. Ну, допустим, машину-то купил, а ездить? Ездить-то «не купил»...

И вот таким водителям-анархистам новый КоАП тоже приготовил сюрприз. Ранее предусматривалось наказание в виде наложения административного штрафа в размере 300-500 рублей. Но с 24 марта сего года за управление транспортным средством гражданину, заведомо не имеющему на это права (разумеется, за исключением учебной езды), придется заплатить сумму в размере от 700 до 1000 рублей. Кстати, в США, если гражданин трижды сел за руль, не имея водительского удостоверения, и его в этом изобличили, то он лишается права на управление автомототранспортом пожизненно...

Понятно, что в России только административно-правовыми санкциями проблему дисциплины «человека за рулем» не решить. В какой-то мере ужесточение законодательства заставит некоторых водителей (и на какое-то время) соблюдать правила дорожного движения. Но потом народ наверняка привыкнет, приспособится, чувства притупятся — и все вернется на круги своя...

На мой взгляд, если в обществе как норма воспринимается то, что любое правило можно нарушить, что в стране законы пишут не для того, чтобы их выполнять, а любая проблема решается с помощью денег либо «нужных людей», — о какой правовой культуре можно говорить? Как ни странно, но безопасность на дорогах, помимо прочего, во многом зависит от этой самой правовой культуры. А проще говоря, от нашего с вами воспитания. Ведь не зря когда-то на отечественных дорогах развешивали щиты с призывом: «Водители, будьте взаимно вежливы!».


Другие материалы по теме: