«Вечерний Екатеринбург» и Евгений Сусоров обнадеживают: Цель изыскивает средства*Сколько стоит европейский имидж для современного города
27 апреля 2005 (13:05)
Как известно, главной достопримечательностью города Миргорода была огрбмная и глубокая лужа, занимавшая, если верить Гоголю, почти всю городскую площадь. Но грязь и антисанитария, увы, были обычным делом не только для уездных городишек: Париж эпохи кардинала Ришелье поражал приезжих вовсе не Лувром и собором Нотрдам, а обилием конского навоза на улицах и открытыми сточными канавами, которые придавали весьма специфический колорит тогдашней столице мира.
Я планов наших люблю громадьё...
В XX веке концепция столичного города претерпела большие изменения: настоящий мегаполис должен быть не только велик по масштабам, но и благоустроен, комфортен для проживания. Именно по этому вектору будет развиваться в ближайшие 10 лет Екатеринбург. А вот темпы развития зависят от множества факторов. Мы ведь хотим, чтобы наш город покрылся сетью маленьких декоративных водоёмов и фонтанов, как в Японии? Да обеими руками «за»! Мы мечтаем, чтобы каждый лесопарк имел нормальные спортивные дорожки и оздоровительные комплексы? Ещё как! Но как только доходит до дела, мы опять с надеждой смотрим на городской бюджет — тот самый, из которого каждый год закупаются уборочные машины «Бродвей» и битумные эмульсии «Слари Сил», обустраиваются снегоприёмные пункты и антигололёдная смесь... Бюджет, за счёт которого в 2005 году будет отремонтировано 18,7 километра сети уличного освещения. Бюджет, из которого каждый год только на содержание дорог и инженерных объектов уходит около 380 миллионов рублей, да ещё и на модернизацию средства остаются.
Стратегический проект «Улучшение благоустройства городской территории», заслушанный на прошлой неделе на Программном совете при главе города, предполагает целый комплекс мероприятий, цель которых — новый имидж столицы Урала. По мнению одного из разработчиков проекта, заместителя председателя комитета благоустройства администрации Екатеринбурга Тамары Благодатковой, нужно не только бороться за чистоту, но и модернизировать систему вывоза снега и грязи; не только контролировать популяцию бродячих собак, но и строить новые комфортные площадки для выгула четвероногих любимцев; не только качественно и в срок ремонтировать уличные фонари, но и как можно больше внедрять освещение как элемент архитектурного дизайна. В число мероприятий, задуманных в рамках проекта, входят благоустройство улиц, реконструкция, ремонт и содержание городской улично-дорожной сети, мостов, тоннелей, путепроводов, содержание и развитие сетей освещения, контроль за состоянием общественных туалетов, ливневой канализации... Общая стоимость работ по превращению Екатеринбурга в одну из самых красивых деловых столиц Евразии, по расчётам разработчиков, составляет 21 миллиард рублей. Перефразируя Маяковского, можно только с горькой иронией воскликнуть: «Я планов наших люблю громадьё...»
Проблемы не ходят поодиночке
Никто не спорит: имидж стоит дорого, но и прибыль приносит реальную. Современное лицо города — это в конечном
Счёте стабильные инвестиции. И создание этого лица — вовсе не вопрос отдалённого будущего, потому что уже сегодня есть в нашем городе и свой Арбат (улица Вайнера), и свой Бродвей (большая часть проспекта Ленина и весь центральный участок улицы Малышева).
Вопрос не в целях, а в осуществимости этих целей. Выполнение задач, заложенных в проекте, как иголка нитку тянет за собой множество попутных вопросов: как повысить качество строительных материалов, как упорядочить раскопки на инженерных коммуникациях, чтобы они не мешали горожанам передвигаться по улицам и не создали угрозу непрерывной подаче в наши дома тепла и воды. А усовершенствовать сам процесс раскопок можно, только применяя принципиально новые технологии, например, бестраншейную прокладку и монтаж подземных коммуникаций или горизонтальное бурение (уже есть позитивный опыт — прокладка электрокабеля через улицу Челюскинцев). Но если в центре города система наружного освещения работает более-менее исправно, то на окраинах, бывает, уличные фонари неделями не горят — и винить городскую администрацию здесь глупо, потому что более 20 процентов осветительных сетей Екатеринбурга находится в ведомственном подчинении. Наконец, чтобы дороги, тротуары, газоны и дворы содержались на должном уровне и вовремя очищались от снега и грязи, необходимо увеличить парк дорожно-стро-ительных машин муниципальных предприятий. Это раз. Постепенно перейти от песко-соляной смеси как средства борьбы с гололёдом к использованию жидкого и твёрдого хлористого калия. И грязи по весне будет меньше, и затраты на её вывозку снизятся, и воздух очистится от вредной пыли. Это два. Правильно рассчитать смету — это три. Ведь тонна песко-солевого «коктейля» стоит всего 250 рублей, а тонна ХК — 2 000 рублей. По карману ли такие расходы среднестатистическому предприятию ЖКХ? При теперешнем положении дел — вряд ли. Значит, вопрос чистоты городских улиц опять-таки упирается в необходимость реформы сферы жилищно-коммунальных услуг -реформы, которую вся Россия ждёт со смешанным чувством надежды и сакрального ужаса.
Пора мыслить по-европейски
Выход? По мнению эксперта проекта, кандидата химических наук, преподавателя Уральского государственного лесотехнического университета Михаила Винокурова, для достижения позитивного результата необходимо подразделить мероприятия по благоустройству на краткосрочные и долгосрочные, а для некоторых из них не грех и воспользоваться опытом других регионов. Например, для борьбы со снегом в Санкт-Петербурге был не так давно проведён тендер стоимостью 4 миллиона рублей — и выигравшая эти деньги фирма теперь поставляет в центр Северной Пальмиры современные снегоплавильные камеры. Но чтобы по-европейски выглядеть, нужно по-европейски мыслить. А европейское мышление никогда не позволит смотреть на городской бюджет как на единственный источник всех благ, нынешних и будущих. Поэтому в благоустройству города необходимо активнее подключить большинство заинтересованных сторон, прежде всего предпринимателей, которым вполне по силам уложить бехатоновую плитку на прилегающей к магазину или офису территории, взять в «шефство» газон или сквер или закупить экологически чистую антигололёдную смесь. Необходимы и финансовые вложения: федеральные, областные, пожертвования малого и среднего бизнеса, инвестиции крупных промышленных предприятий... Только в этом случае благие намерения обретут плоть — хотя бы на треть от того, что вынесено авторами любого, даже самого «маниловского» проекта на белый лист бумаги. Только так можно сформировать реальное гражданское общество, в котором социально активные и свободные граждане великой страны спешат по утрам на работу по просторным чистым улицам.
Экспертное мнение
К реализации проекта следует привлечь коммерсантов
Глава Екатеринбурга Аркадий Чернецкий:
— Данный проект к утверждению пока не готов, хотя его обсуждение оказалось очень полезным. Разработчикам следовало бы незашоренными глазами посмотреть на проблему и помнить, что каждый нерешённый параметр программы ухудшает комфортность среды нашего обитания. Многие задачи, затронутые данным проектом, можно и нужно решать с привлечением ресурсов коммерсантов.
Я планов наших люблю громадьё...
В XX веке концепция столичного города претерпела большие изменения: настоящий мегаполис должен быть не только велик по масштабам, но и благоустроен, комфортен для проживания. Именно по этому вектору будет развиваться в ближайшие 10 лет Екатеринбург. А вот темпы развития зависят от множества факторов. Мы ведь хотим, чтобы наш город покрылся сетью маленьких декоративных водоёмов и фонтанов, как в Японии? Да обеими руками «за»! Мы мечтаем, чтобы каждый лесопарк имел нормальные спортивные дорожки и оздоровительные комплексы? Ещё как! Но как только доходит до дела, мы опять с надеждой смотрим на городской бюджет — тот самый, из которого каждый год закупаются уборочные машины «Бродвей» и битумные эмульсии «Слари Сил», обустраиваются снегоприёмные пункты и антигололёдная смесь... Бюджет, за счёт которого в 2005 году будет отремонтировано 18,7 километра сети уличного освещения. Бюджет, из которого каждый год только на содержание дорог и инженерных объектов уходит около 380 миллионов рублей, да ещё и на модернизацию средства остаются.
Стратегический проект «Улучшение благоустройства городской территории», заслушанный на прошлой неделе на Программном совете при главе города, предполагает целый комплекс мероприятий, цель которых — новый имидж столицы Урала. По мнению одного из разработчиков проекта, заместителя председателя комитета благоустройства администрации Екатеринбурга Тамары Благодатковой, нужно не только бороться за чистоту, но и модернизировать систему вывоза снега и грязи; не только контролировать популяцию бродячих собак, но и строить новые комфортные площадки для выгула четвероногих любимцев; не только качественно и в срок ремонтировать уличные фонари, но и как можно больше внедрять освещение как элемент архитектурного дизайна. В число мероприятий, задуманных в рамках проекта, входят благоустройство улиц, реконструкция, ремонт и содержание городской улично-дорожной сети, мостов, тоннелей, путепроводов, содержание и развитие сетей освещения, контроль за состоянием общественных туалетов, ливневой канализации... Общая стоимость работ по превращению Екатеринбурга в одну из самых красивых деловых столиц Евразии, по расчётам разработчиков, составляет 21 миллиард рублей. Перефразируя Маяковского, можно только с горькой иронией воскликнуть: «Я планов наших люблю громадьё...»
Проблемы не ходят поодиночке
Никто не спорит: имидж стоит дорого, но и прибыль приносит реальную. Современное лицо города — это в конечном
Счёте стабильные инвестиции. И создание этого лица — вовсе не вопрос отдалённого будущего, потому что уже сегодня есть в нашем городе и свой Арбат (улица Вайнера), и свой Бродвей (большая часть проспекта Ленина и весь центральный участок улицы Малышева).
Вопрос не в целях, а в осуществимости этих целей. Выполнение задач, заложенных в проекте, как иголка нитку тянет за собой множество попутных вопросов: как повысить качество строительных материалов, как упорядочить раскопки на инженерных коммуникациях, чтобы они не мешали горожанам передвигаться по улицам и не создали угрозу непрерывной подаче в наши дома тепла и воды. А усовершенствовать сам процесс раскопок можно, только применяя принципиально новые технологии, например, бестраншейную прокладку и монтаж подземных коммуникаций или горизонтальное бурение (уже есть позитивный опыт — прокладка электрокабеля через улицу Челюскинцев). Но если в центре города система наружного освещения работает более-менее исправно, то на окраинах, бывает, уличные фонари неделями не горят — и винить городскую администрацию здесь глупо, потому что более 20 процентов осветительных сетей Екатеринбурга находится в ведомственном подчинении. Наконец, чтобы дороги, тротуары, газоны и дворы содержались на должном уровне и вовремя очищались от снега и грязи, необходимо увеличить парк дорожно-стро-ительных машин муниципальных предприятий. Это раз. Постепенно перейти от песко-соляной смеси как средства борьбы с гололёдом к использованию жидкого и твёрдого хлористого калия. И грязи по весне будет меньше, и затраты на её вывозку снизятся, и воздух очистится от вредной пыли. Это два. Правильно рассчитать смету — это три. Ведь тонна песко-солевого «коктейля» стоит всего 250 рублей, а тонна ХК — 2 000 рублей. По карману ли такие расходы среднестатистическому предприятию ЖКХ? При теперешнем положении дел — вряд ли. Значит, вопрос чистоты городских улиц опять-таки упирается в необходимость реформы сферы жилищно-коммунальных услуг -реформы, которую вся Россия ждёт со смешанным чувством надежды и сакрального ужаса.
Пора мыслить по-европейски
Выход? По мнению эксперта проекта, кандидата химических наук, преподавателя Уральского государственного лесотехнического университета Михаила Винокурова, для достижения позитивного результата необходимо подразделить мероприятия по благоустройству на краткосрочные и долгосрочные, а для некоторых из них не грех и воспользоваться опытом других регионов. Например, для борьбы со снегом в Санкт-Петербурге был не так давно проведён тендер стоимостью 4 миллиона рублей — и выигравшая эти деньги фирма теперь поставляет в центр Северной Пальмиры современные снегоплавильные камеры. Но чтобы по-европейски выглядеть, нужно по-европейски мыслить. А европейское мышление никогда не позволит смотреть на городской бюджет как на единственный источник всех благ, нынешних и будущих. Поэтому в благоустройству города необходимо активнее подключить большинство заинтересованных сторон, прежде всего предпринимателей, которым вполне по силам уложить бехатоновую плитку на прилегающей к магазину или офису территории, взять в «шефство» газон или сквер или закупить экологически чистую антигололёдную смесь. Необходимы и финансовые вложения: федеральные, областные, пожертвования малого и среднего бизнеса, инвестиции крупных промышленных предприятий... Только в этом случае благие намерения обретут плоть — хотя бы на треть от того, что вынесено авторами любого, даже самого «маниловского» проекта на белый лист бумаги. Только так можно сформировать реальное гражданское общество, в котором социально активные и свободные граждане великой страны спешат по утрам на работу по просторным чистым улицам.
Экспертное мнение
К реализации проекта следует привлечь коммерсантов
Глава Екатеринбурга Аркадий Чернецкий:
— Данный проект к утверждению пока не готов, хотя его обсуждение оказалось очень полезным. Разработчикам следовало бы незашоренными глазами посмотреть на проблему и помнить, что каждый нерешённый параметр программы ухудшает комфортность среды нашего обитания. Многие задачи, затронутые данным проектом, можно и нужно решать с привлечением ресурсов коммерсантов.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- На реализацию стратегического проекта «Улучшение благоустройства городской ...
- «Вечерний Екатеринбург», Виктор Толстенко пишет: «Город, удобный во всех о ...
- Сегодня состоялось заседание программного совета стратегического развития Е ...
- Александр Ляшенко: на содержание Екатеринбурга в нормальном санитарном сост ...
- «Вечерний Екатеринбург» и Лилия Низамова описывают «Бирмингем по-уральски»