Вера Соловьева: Моднаяиндустрия в Свердловской области есть

На вопросы аналитического бюллетеня «VIP-консультант» отвечает Министр торговли, питания и услуг Свердловской области Вера Соловьева.

– Вера Петровна, можно ли говорить о существовании в Свердловской области такого культурно-экономического феномена как индустрия моды? Существуют ли в области модные бренды, торговые марки, которые развиваются, живут самостоятельной жизнью, приносят прибыль своим владельцам и казне? Можете ли Вы назвать такие бренды?

– Сегодня в Свердловской области понятие «индустрия моды» достаточно условно и имеет в большей степени характер культурного, а не экономического феномена.

Традиционно проходящие с 2001 года Недели прет-а-порте в Уральском регионе показывают, что создана уральская школа и культура дизайна одежды, накоплен мощный дизайнерский потенциал. Отставание швейного и текстильного производств от развития дизайна одежды, отсутствие серьезных финансовых вложений в региональную моду сдерживают реализацию многих идей, не позволяют в полной мере проявиться экономической составляющей модной индустрии.

Тем не менее, рентабельная модная индустрия в Свердловской области есть. Подтверждением служат успешные действия компаний по выведению собственных марок одежды на потребительский рынок Урала и России. Это производственное объединение «Пальметта» – один из крупнейших в России производителей женского белья, подтвердивший осенью 2004 года свою репутацию на федеральной оптовой выставке «Текстильлегпром», выставив модную коллекцию, где было продумано все от оформления стенда до прекрасного каталога для заказчиков; фирма «Стиль» – торговая марка «Партизан», ориентирующаяся на производство одежды для тинэйджеров; модный дом Ларисы Селяниной – торговая марка «Лариса Селянина», производитель качественного и модного верхнего трикотажа. Великолепно зарекомендовала себя на выставке «Текстильлегпром» недавно созданная торговая марка «Нахаленок» – дизайнер Лидия Орлова, представившая стильную и комфортную трикотажную одежду для подростков. Рынок одежды Свердловской области нельзя представить без Екатеринбургской фабрики «Одежда», меховой фабрики «ЕМАКО», традиционно поставляющих в розничную сеть качественные швейные изделия.

В ряду модных брендов стоят фамилии известных в Свердловской области и на Урале дизайнеров одежды, чьи дома мод, авторские ателье формируют модный рынок области: модный дом Людмилы Пашевич; модный дом «Соло-дизайн» – дизайнер Наталия Соломеина; Дизайн-салон Марины Соколовой; авторские ателье Татьяны Колпаковой, Галины Колотовой, Марины Морозовой, Сергея Теплова; трикотажное ателье «Светлана» – дизайнер Мария Варламова; «Студия – Т» – дизайнер Лидия Орлова; Юлия Маркелова – торговая марка Джулия-Дима, и многие другие. Эти предприятия ориентируются на мелкосерийное тиражирование авторских моделей, изготовление корпоративной (фирменной, клубной) одежды, имеют свой круг постоянных клиентов, которым не безразлично чувство стиля и профессионального дизайна.

– На какой ступени продвижения модной коллекции – создание бренда, пошив коллекции, ее показ и презентация, запуск в серию, розничная продажа – у дизайнеров чаще всего возникают проблемы? С чем они связаны? Находят ли уральские модные бренды своих розничных покупателей?

– Ежегодно в Екатеринбурге на модных показах осень-зима, весна-лето уральские модельеры презентуют около 100 сезонных коллекций моделей одежды, сегодня дизайнеры научились справляться с трудностями при разработке и показе коллекций.

Основные проблемы возникают при реализации авторских идей в жизнь и связаны они, как уже говорилось, с сегодняшним состоянием легкой и текстильной промышленности. Отсутствие собственных оборотных средств, высокие процентные ставки банковских кредитов, долгие сроки окупаемости инновационных проектов затрудняют проведение технической модернизации действующих производств, реализацию проектов по вновь вводимым швейным объектам и сдерживают развитие модной индустрии.

В условиях низкой платежеспособности населения, ориентации до 80 % потребителей на недорогую одежду и присутствия на региональном рынке теневого импорта одежды, реализуемой по демпинговым ценам (по данным ОАО «Рослегпром», доля челноков и теневого импорта в среднем составляет по швейным изделиям 66 %, по меховым и кожаным изделиям – 84 %), отечественные товаропроизводители пока проигрывают импорту

по такому социально-экономическому показателю, как цена-качество, и в силу этого не все – гда находят своего покупателя.

Мода – это бизнес, где немаловажную роль играет искусство продаж. В Свердловской области есть производители, которые нашли своего покупателя, разумно сочетая конкурентоспособные цены и актуальный дизайн, открыли свои фирменные магазины либо реализуют авторскую одежду в своих салонах; они были названы в ответе на первый вопрос.

– Может ли существовать феномен «уральской моды», или региональные модельеры и дизайнеры должны рассматриваться в контексте мировой модной культуры?

– Мода базируется и подпитывается традициями и идеями своего края, самобытность уральской культуры позволяет говорить и об уральской моде. Яркий пример – Разия Уразаева, чьи великолепные коллекции могут много рассказать о татарских корнях культуры Урала.

В то же время мода, как бы талантлива она ни была, не может существовать вне контекста международной модной среды с точки зрения мировых направлений моды, цвета, тканей, иначе она так и останется провинциальной модой для ограниченного круга людей.

– Какова позиция Министерства и лично Вас в отношении индустрии моды на Урале? Видите ли Вы перспективы для ее дальнейшего развития?

– Современные тенденции становления индустрии моды на Урале позволяют оптимистически относиться к ее развитию.

Рынок модной индустрии Свердловской области демонстрирует, что он вполне способен производить конкурентоспособные товары, а Недели прет-а-порте в Екатеринбурге дают нам почувствовать реальный масштаб амбиций уральского модного рынка, пусть пока и не выраженный в словах и действиях.

С другой стороны, сейчас созрели все условия для появления реального интереса бизнеса к производству модной одежды, активной интеграции индустрии моды в потребительский рынок области, что в конечном итоге позволят превратить слова «индустрия моды» из термина в реальную отрасль.

– Ряд инвесторов уже высказали свою заинтересованность в возможных вложениях в уральскую индустрию моды. Предлагает ли Министерство торговли и услуг Свердловской области какие-либо механизмы соединения в одну цепочку инвесторов, модельеров и потребителей модной продукции?

– При организационной поддержке Министерства торговли, питания и услуг Свердловской области в сфере ежегодно проходит около 50 выставок и презентаций модных коллекций, главная цель которых заключается в налаживании деловых контактов между всеми звеньями модной индустрии: дизайнерами, промышленниками, инвесторами, торговыми организациями, средствами массовой информации, потребителями.

На Уральском конгрессе работников бытового обслуживания населения «Индустрия сервиса – проблемы и задачи нового периода», который состоялся 17-18 марта 2005 года в Екатеринбурге и инициатором проведения которого выступало наше Министерство, одним из главных вопросов было кредитование предприятий сферы услуг. Сейчас ведется работа с Уральским банковским союзом по разработке программ долгосрочного кредитования предприятий малого бизнеса, в том числе и швейных.


Другие материалы по теме: