«Уральский рабочий» и Игнат Ребров представляют: Путей дешевых не будет

12 мая 2005 (13:44)

В России нет платных автодорог. Формально. Фактически же все автовладельцы платят за проезд. Но платят не за поддержание дороги в хорошем состоянии, а за ее плохое состояние. Оттепели-заморозки рвут асфальт, весенние ручейки размывают щебенку и еще прошлой осенью сносные трассы превращаются в полигоны по испытанию прочности подвески и шин, а также водительского умения. Не выдерживает ни то, ни другое: шиноремонты и автосервисы загружены работой едва ли не круглосуточно, там мы и оставляем «плату за бездорожье».

Не битьем, так катаньем

Правда, ежегодно владельцы автотехники пополняют бюджет, грустно выплачивая обязательный дорожный налог и при этом считая, что деньги в очередной раз ушли в пустоту — количество выбоин на изношенном асфальте лишь увеличивается.

В городах труженики в морковных жилетках латают наиболее выдающиеся дыры (хотя такой ремонт — лишь полдела). Но за городской чертой нет и этого. На трассах (даже федерального значения) прорехи упрямо растут и исправно ширятся.

В части «дорожного экс-трима» особенно показателен Московский тракт от Ревды до границы Свердловской области. Эту трассу называют одной из самых худших дорог не только на Урале, но и в России.

Более того, еще недавно весьма качественная трасса через Нижние Серги на Башкирский тракт сейчас напористо разрушается грузовиками, пытающимися обходным путем миновать «московский кошмар». А водители, желающие выехать на Пермь с севера области ради того, чтобы

экономить время, деньги и избежать сопутствующих поломок, сейчас массово двинулись через Нижнюю Туру по трассе будущего «северного коридора». Даже образцово-показательная дорога из аэропорта, прозванная в народе «россель-баном», за семь лет своей жизни покрылась трещинами.

После 25 мая, когда закончится семитонное «распутное» ограничение для движения грузового транспорта, натиск «большегруза» на дорогах области возрастет. И выбоины в размере увеличатся. Перспективы на восстановление дорог весьма маловразумительны. Особенно если учесть то, что в бюджете Свердловской области на 2005 год на содержание и текущий ремонт дорожного полотна отведено 800 миллионов рублей, что, по мнению экспертов, крайне мало. К тому же отремонтированные в прошлом году 800 километров областных дорог уже сейчас нуждаются как минимум в косметическом ремонте. Все последние годы ассигнования бюджета на строительство и ремонт автодорог неуклонно сокращались. Не особо спешит на помощь и федеральный бюджет, хотя часть наших трасс (включая вышеупомянутую Московскую дорогу) и формально, и фактически имеют общефедеральное и даже международное значение, соединяя центр страны с Сибирью, а Западную Европу с Дальним Востоком. Областная власть почему-то не привлекает для финансирования дорожных проектов крупные предприятия региона, как это было сделано в случае Дворца игровых видов спорта и Храма-на-Крови. А почему бы и нет? В конце концов транспорт этих предприятий ездит по этим же дорогам, а если от спонсорских вложений нужна отдача в виде улучшенного имиджа — поставьте хоть через каждый километр трассы знаки «Этот участок трассы реконструирован на средства тех-то и тех-то» — автомобилисты и пассажиры автобусов через каждый километр спасибо будут говорить!

Конечно, дороги — общероссийская и вечная беда. Но почему, едва выезжаешь на просторы соседнего Башкортостана, ситуация под колесами меняется радикально?

Как объехать часть ухабов?

Одним из выходов из столь безнадежной дорожной колеи эксперты называют внедрение и строительство на территории области платных объездных трасс. Предполагается,

что коммерческие автодороги будут служить дублерами существующих путей сообщения, а вероятная стоимость проезда по ним оценивается не более трех рублей за километр.

Судя по результатам опроса автовладельцев, платить за обещанный комфортный и скоростной (до разрешенных ПДД на автострадах 120 км/ч) проезд готовы люди в возрасте не старше 45 лет. Они прагматичны и предпочтут платить за хорошую дорогу, а не за ремонт машины после езды по плохой.

Но автовладельцы более старшего поколения по привычке считают любую плату за проезд по трассе несправедливой. Не исключено, что пенсионеры будут активно протестовать против передвижения по таким трассам общественного транспорта, поскольку стоимость билетов неминуемо возрастет.

Впрочем, рассуждать о вероятности появления платных дорог пока бессмысленно, поскольку до сих пор не существует даже федеральной законодательной базы строительства коммерческих дорог. Неясно, кто будет вкладывать деньги в подобные объекты, поскольку окупаться вложения будут в течение нескольких лет лишь при условии активного использования инвесторами

придорожных участков земли с размещением вдоль трасс пунктов отдыха, услуг и питания. Для частного капитала подобные проекты пока сулят лишь ничем не гарантированные риски. Единственный проработанный проект в этом направлении - - это коммерческий дублер трассы Москва—Питер.

Екатеринбург — открытый город?

Увы, главные улицы областного центра несут такую же нагрузку, что и автострады. Транзитный поток большегрузов, оживляющийся с каждым годом, устремляется прямиком через город. Правда, трассы, ведущие на запад, юг и восток, соединены объездной дорогой, блок «юг—восток—север» — новой трассой ЕКАД (о которой, к слову, знают далеко не все проезжающие).

Но ЕКАД сделана лишь наполовину, сервис на трассах недостаточен. Поэтому, чтобы выйти на Серовский тракт, поесть или еще по какой необходимости, дальнобойщики устремляются в Екатеринбург.

Выход из этой ситуации очевиден - надо завершать кольцо ЕКАД и «спрямлять» на ряде участков внутренние кольца, сделав, например, прямой выезд с Сортировки на Серовский тракт. На это нужны огромные инвестиции, которые под силу лишь региональному и федеральному бюджетам, а они... смотри выше.

Более того, если разобраться, вся дорожно-уличная сеть Екатеринбурга по справедливости должна получать дотации из регионального бюджета, потому как ею пользуются не только екатеринбуржцы, но и многочисленные гости города, приезжающие из области по делам, за покупками или развлечься.

Но это уж и вовсе из сферы фантазий. Пока же у нас день шиноремонтника — едва ли не каждый весенний день. И перемен к лучшему не видно.


Другие материалы по теме: