«КомерсантЪ» и Евгений Храмов оценивают ситуацию:«Незабудка» избавилась от зависимости *банковской

13 мая 2005 (12:38)

Вчера руководство челябинской торговой сети «Незабудка» объявило о намерении увеличить долю на местном рынке, нарастив в текущем году товарооборот в два раза. Для этого компания решила использовать необычный для региональных эмитентов инструмент — вместо банковского кредита «Незабудка» выбрала вексельный займ. Участники рынка считают, что компания использовала такую схему финансирования, так как она более доступна: ведь привлечь краткосрочные инвестиции по вексельному займу гораздо проще, чем оформить кредит в банке. Но при этом, как отмечают эксперты, используя вексельный механизм, «Незабудка» не сможет сформировать публичную историю.

Торговая сеть «Незабудка» появилась в 2002 году. Специализируется на розничной торговле продуктами питания и сопутствующими промтоварами. Сеть насчитывает 33 магазина. Компания владеет локальными брэндами «Незабудка» — магазины формата универсам и дискаунтер, «Алые Паруса» — магазины формата супермаркет, «ДарСити» — магазины формата гипермаркет. Оборот компании в 2004 году составил $40,3 млн.

По оценкам участников рынка, лидерами среди торговых сетей являются челябинские компании — сеть «Незабудка» и торговый центр «Молния». Каждой из них принадлежит около трети всего торгового оборота. Оставшиеся 40% делят между собой инорегиональные компании, такие как «Пятерочка», «Дикси», «Патэрсон».

Между тем руководство «Незабудки» решило увеличить долю своего присутствия. В компании заявили о своем намерении увеличить в текущем году вдвое товарооборот — до 80 млн рублей и расширить торговую сеть. На первом этапе было решено привлечь 50 млн рублей. Что примечательно, для этого «Незабудка» выбрала не стандартный вариант финансирования — вместо банковского кредитования компания решила разместить вексельный займ.

Вчера в Челябинске состоялась его презентация. Как сообщили „Ъ” в ОАО «Челябинвестбанк», который выступает домицилиантом (агент по оплате векселей. — «Ъ»), первый этап инвестиционной программы торговой сети предусматривает выпуск простых дисконтных векселей общей номинальной стоимостью 50 млн. рублей. Инвесторам предлагаются ценные бумаги срочностью 30,60 и 90 дней, объемом 15 млн. руб., 15 млн. руб. и 20 млн. руб. , соответственно. Простые дисконтные векселя будут размещаться с доходностью: на срок 30 дней — 16%, на срок 60 дней — 17,5%, на срок 90 дней — 19% годовых.

В торговой сети «Незабудка» выбор вексельного механизма финансирования пояснили следующим образом: «Когда потенциал банковских кредитов исчерпан и для обеспечения дальнейшего роста требуется качественно новый финансовый инструмент, предприятия прибегают к выпуску корпоративных долговых обязательств».

Банковские источники считают иначе. Как сообщили „Ъ” в Челябинвестбанке, привлечение краткосрочного финансирования путем выпуска долговых инструментов для эмитента зачастую проще, чем оформление кредита. «Чтобы открыть кредит, надо иметь счет, кредитную историю. Вексель — инструмент быстрого обращения. Когда компания имеет быстрый оборот, ей необходимо быстрое привлечение денег», — рассказали „Ъ” в банке. С этим мнением согласен финансовый директор екатеринбургской торговой компании ООО ТК «Кредос» Олег Пахомов (несколько лет назад компания выпускала собственные векселя. — „Ъ”): «В отличие от банковского кредита — не требуется залога, минимум в оформлении документов. Вексель выпустить проще и по сравнению с облигационным займом, где требуется госрегистрация (проспекта эмиссии. — „Ъ”)», — считает он. Но при этом отмечает, что минусом вексельной программы является высокая доходность, которую предлагает торговая сеть своим инвесторам. «Банки дают кредиты в среднем под 16%, крупным компаниям — 10-12%», — считает он. А «Незабудка», привлекая деньги под 19% годовых, существенно переплачивает.

Также эксперты указывают еще на один недостаток вексельного займа торговой сети. Как считает генеральный директор екатеринбургского филиала ИК «Аккорд-Инвест» Константин Селянин, выпуская вексельный займ, компания рассчитывает заработать публичную историю перед инвесторами, которая в дальнейшем позволила бы ей привлекать на рынке более дешевые денежные ресурсы. Однако, по мнению господина Селянина, это заблуждение. «Чаще всего векселя скупают 2-3 банка. Поэтому широкому кругу инвесторов компания останется малоизвестной. И при выпуске, к примеру, облигационного займа, эмитенту придется вновь привлекать деньги под высокие проценты».


Другие материалы по теме: