«Коммерсантъ-Урал», Олеся Ратошнюк и Татьяна Шушакова пишут: «Незабудка прорастёт в Москве. Если найдёт деньги»

19 августа 2005 (12:54)

Вчера генеральный директор ООО «Торговая сеть «Незабудка» (Челябинск) Виталий Никулин объявил о планах компании на 2006 год. По его словам, челябинский ритейлер намерен выйти на московский рынок и открыть в следующем году уже 7 магазинов. На «московское направление» компания готова выделить $29 млн. Однако участники рынка скептически оценивают планы региональной компании, указывая на отсутствие у «Незабудки» уникального торгового предложения и недостаточные инвестиции.

Торговая сеть «Незабудка» основана в апреле 2002 года и на сегодняшний день насчитывает 38 магазинов и один гипермаркет. Магазины работают по принципу самообслуживания в трех форматах–дискаунтер, универсам, супермаркет. Основным форматом магазинов «Незабудка» является универсам (магазин у дома). Площади магазинов варьируются от 200 кв. м на дискаунтерах до 900 кв. м на супермаркетах. Среднемесячный оборот сети составляет 170 млн. руб. Компания занимает 13% розничного рынка Челябинска.

Вчера руководство ООО «Торговая сеть «Незабудка» объявило о своих планах на 2006 год. Как сообщил «Ъ» генеральный директор сети Виталий Никулин, компания планирует выход на московский розничный рынок. По его словам, на эти цели в инвестиционной программе запланировано $29 млн. По расчетам «Незабудки», в Москве есть незанятая ниша в формате «универсам». Господин Никулин отметил: «Выход на рынок позволит увеличить темпы развития торговой сети и увеличит ее устойчивость». Правда, пока не решен тактический вопрос – каким образом компания зайдет на рынок. Руководство челябинской компании склоняется к тому, чтобы начать экспансию с покупки действующих московских торговых сетей. Уже в 2006 году «Незабудка» намерена открыть 7 магазинов в Москве, а к концу 2007 года число московских магазинов, по расчетам руководства, должно увеличиться до 24.

Участники регионального рынка сомневаются в успехе нового проекта «Незабудки». Они не уверены, что компания сможет занять свою нишу на московском розничном рынке. Председатель отраслевой комиссии Промасс, учредитель «Торгово-промышленного холдинга 589» Михаил Кузьмин отметил: «Формат «Незабудки» можно реализовать в Москве, однако это будет составлять мизерную долю рынка и не окажет существенного влияния на ритейл. При этом компании предстоят серьезные инвестиции. У меня большие сомнения в таких проектах: нужен мощный административный ресурс, чтобы войти в московский бизнес». Господин Кузьмин также отметил, что «Незабудка» не сможет предложить московскому рынки ни новый формат, ни уникального торгового предложения.

Его точку зрения разделяет и генеральный директор челябинской торговой сети «Сезам» Андрей Петров. Он уверен, что компании стоит пересмотреть инвестиционные планы для выхода на московский рынок: «Если сможет компания найти инвестора, то сеть приживется в Москве. В противном случае при таких финансовых показателях, которые они имеют сегодня, они не смогут развиться».

Московские аналитики, наоборот, оценивают возможности региональной сети на московском рынке как реальные, поскольку этот потребительский рынок еще не насыщен. Однако также подчеркивают, что инвестиции для конкуренции на московском рынке нужны гораздо больше, чем запланировала челябинская компания. Так, Виктория Ганкина, аналитик ИФК «Тройка–Диалог», в беседе с корреспондентом «Ъ» отметила: «Обычно наблюдается другая тенденция, когда московские торговые сети идут в регионы. В данном случае, это феномен». Но тут же подчеркнула: «Однако у челябинцев есть шансы, правда, для того чтобы конкурировать с такими крупными торговыми сетями, как «Перекресток», «Седьмой континент», «Пятерочка», у которых прочные позиции в Москве, необходимо гораздо больше инвестиций, чем $30 млн. С такими инвестициями стать серьезным игроком на рынке челябинцы не смогут». Этой же позиции придерживается и аналитик ИК «Проспект» Наталья Одинцова «Для экспансии в Москву торговой сети необходимо $ 70–100 млн, не меньше. Нужно открывать сразу большие супермаркеты, чтобы обосноваться и укрепиться на рынке. Если пытаться открывать магазинчики на первых этажах жилых зданий, то подобные торговые точки не будут пользоваться спросом. Ассортимент в мелких магазинах маленький, а жители столицы привыкли к широкому выбору товаров».


Другие материалы по теме: