«Ведомости» и Дмитрий Симаков говорят: Приехали
23 мая 2005 (11:01)
Российский автопром на пороге системного кризиса
Национальный автопром переживает самый масштабный кризис последних лет. За I квартал 2005 г. продажи российских автомобилей упали на 14%, в то время как иномарок увеличились в полтора раза. Сами автозаводы считают, что их участь - собирать иномарки.
В 2004 г. автопром показал небывалый рост. Продажи автомобилей российского производства выросли на 10%, а иномарок удвоились. Эксперты полагали, что взрывной рост продаж продолжится, а на рынке хватит места и нашим машинам, и иномаркам.
Но чуда не случилось. В минувшую пятницу глава Минпромэнер-го Виктор Христенко объявил, что продажи отечественных легковых автомобилей в I квартале сократились на 14% - с 232 000 до 200 000. Продажи новых импортных иномарок выросли почти вдвое - с 46 000 до 80 000, продажи подержанных иномарок - в полтора раза с 63 000 до 90 000 автомобилей, продажи «российских иномарок» -на 17% с 24 000 до 28 000.
Кризис отразился почти на всех российских автопроизводителях. По данным «АСМ-Холдин-га», в I квартале «АвтоВАЗ» снизил продажи на 9,7% по сравнению январем – мартом прошлого года до 165 688 автомобилей, «ИжАвто» - на 41,2% до 10 127, ГАЗ - на 39,7% до 10 027, УАЗ – на 37,4% до 5791. Единственным исключением из общего правила стала «Рослада», которая собирает «девятки», продажи которой выросли на 74% до 5297 машин.
В мае 'АвтоВАЗ объявил об отмене субботней смены на заводе и снижении годового производственного плана с 730 000 до 700 000 автомобилей. Дилеры предприятия утверждают, что в середине мая на их площадках скопилось не менее 80 000 автомобилей, т. е. вдвое больше нормы. Как сообщил «Ведомостям» источник на «АвтоВАЗе», завод готовит проект приказа, допускающий сокращение штата. А «ИжАвто» уже объявило в пятницу
о сокращении 4000 сотрудников до конца 2005 г., объясняя это падением объемов производства.
Проблемы автозаводов вредят не только его акционерам или сотрудникам, но и всей экономике. Старший экономист компании «УралСиб» Владимир Тихомиров подсчитал, что на долю автопрома вместе с поставщиками комплектующих приходится 5-6% ВВП. Если бы не кризис, рассуждает он, рост ВВП в I квартале составил бы не 4,9%, а 5,2%.
По мнению экспертов, российский автопром сам довел себя до кризиса, постоянно повышая цены на автомобили. «Они по привычке считают, что управляют рынком, — отмечает независимый эксперт автомобильного рынка Сергей Алексейчук. - Но столкнулись с дешевыми иномарками -Daewoo Nexia, Hyundai Accent». По оценке инвесткомпании «Атон», «автомашины российских производителей воспринимаются как продукция низкого качества». Поэтому повышение цен вкупе с ростом конкуренции со стороны иномарок ведет к тому, что тот же «АвтоВАЗ» «рискует утратить основное конкурентное преимущество
- низкие цены». «Наш предел чувствительности по «десяткам» - не более $8000 (за автомобиль)», – признает источник, близкий к «АвтоВАЗу». Но в 2005 г. вазовские автомобили перешагнули этот порог: по данным журнала «Авторевю», в московских салонах стоимость «десяток» составляет «8250-10600.
Российский автопром уже дважды переживал кризис. Но в 1998 г. его буквально спас дефолт, благодаря которому цены на наши автомобили снизились в несколько раз. А три года назад наплыв подержанных иномарок был остановлен повышением таможенных пошлин. Но сейчас помощи российским автозаводам ждать неоткуда, говорит аналитик ОФГ Елена Сахнова. Рубль стабилен и даже укрепляется, а повышение пошлин на иномарки не значится в планах правительства.
Автопроизводители надеются выкарабкаться сами. «Мы запустили программу снижения издержек, – говорит собеседник «Ведомостей», близкий к «АвтоВАЗу». К осени она даст результат». Он не исключает, что вслед за этим последует снижение цен, Но генеральный менеджер по маркетингу и PR «Рольф-Холдинга» Валерий Тараканов считает, что через 3-5 лет все отечественные автозаводы, кроме «АвтоВАЗа», перейдут на производство нишевых автомобилей, а в долгосрочной перспективе и ВАЗ не выживет как самостоятельный игрок. Российский автопром уже смирился с этой участью. Группа «СОК» на мощностях «ИжАвто» летом начнет выпускать автомобили Kia Spectra, «Северсталь-Авто» осенью – внедорожник Ssang Yong Rexton. Представитель «Северсталь-Авто» говорит, что компания намерена развиваться как независимый производитель, но ставку при этом делать на сборку иномарок и не планирует разрабатывать собственные модели. Похожим путем идет и «АвтоВАЗ». «У нас уже есть партнер -General Motors, кооперация с которым будет увеличиваться», – говорит источник, близкий к «АвтоВАЗу». Скоро партнеры построят в России завод по производству двигателей для «АвтоВАЗа» и «GM-Ав-тоВАЗа», а также обещают разработать новый автомобиль для российского завода. На конвейер «АвтоВАЗа» он может встать в 2009 г.
Национальный автопром переживает самый масштабный кризис последних лет. За I квартал 2005 г. продажи российских автомобилей упали на 14%, в то время как иномарок увеличились в полтора раза. Сами автозаводы считают, что их участь - собирать иномарки.
В 2004 г. автопром показал небывалый рост. Продажи автомобилей российского производства выросли на 10%, а иномарок удвоились. Эксперты полагали, что взрывной рост продаж продолжится, а на рынке хватит места и нашим машинам, и иномаркам.
Но чуда не случилось. В минувшую пятницу глава Минпромэнер-го Виктор Христенко объявил, что продажи отечественных легковых автомобилей в I квартале сократились на 14% - с 232 000 до 200 000. Продажи новых импортных иномарок выросли почти вдвое - с 46 000 до 80 000, продажи подержанных иномарок - в полтора раза с 63 000 до 90 000 автомобилей, продажи «российских иномарок» -на 17% с 24 000 до 28 000.
Кризис отразился почти на всех российских автопроизводителях. По данным «АСМ-Холдин-га», в I квартале «АвтоВАЗ» снизил продажи на 9,7% по сравнению январем – мартом прошлого года до 165 688 автомобилей, «ИжАвто» - на 41,2% до 10 127, ГАЗ - на 39,7% до 10 027, УАЗ – на 37,4% до 5791. Единственным исключением из общего правила стала «Рослада», которая собирает «девятки», продажи которой выросли на 74% до 5297 машин.
В мае 'АвтоВАЗ объявил об отмене субботней смены на заводе и снижении годового производственного плана с 730 000 до 700 000 автомобилей. Дилеры предприятия утверждают, что в середине мая на их площадках скопилось не менее 80 000 автомобилей, т. е. вдвое больше нормы. Как сообщил «Ведомостям» источник на «АвтоВАЗе», завод готовит проект приказа, допускающий сокращение штата. А «ИжАвто» уже объявило в пятницу
о сокращении 4000 сотрудников до конца 2005 г., объясняя это падением объемов производства.
Проблемы автозаводов вредят не только его акционерам или сотрудникам, но и всей экономике. Старший экономист компании «УралСиб» Владимир Тихомиров подсчитал, что на долю автопрома вместе с поставщиками комплектующих приходится 5-6% ВВП. Если бы не кризис, рассуждает он, рост ВВП в I квартале составил бы не 4,9%, а 5,2%.
По мнению экспертов, российский автопром сам довел себя до кризиса, постоянно повышая цены на автомобили. «Они по привычке считают, что управляют рынком, — отмечает независимый эксперт автомобильного рынка Сергей Алексейчук. - Но столкнулись с дешевыми иномарками -Daewoo Nexia, Hyundai Accent». По оценке инвесткомпании «Атон», «автомашины российских производителей воспринимаются как продукция низкого качества». Поэтому повышение цен вкупе с ростом конкуренции со стороны иномарок ведет к тому, что тот же «АвтоВАЗ» «рискует утратить основное конкурентное преимущество
- низкие цены». «Наш предел чувствительности по «десяткам» - не более $8000 (за автомобиль)», – признает источник, близкий к «АвтоВАЗу». Но в 2005 г. вазовские автомобили перешагнули этот порог: по данным журнала «Авторевю», в московских салонах стоимость «десяток» составляет «8250-10600.
Российский автопром уже дважды переживал кризис. Но в 1998 г. его буквально спас дефолт, благодаря которому цены на наши автомобили снизились в несколько раз. А три года назад наплыв подержанных иномарок был остановлен повышением таможенных пошлин. Но сейчас помощи российским автозаводам ждать неоткуда, говорит аналитик ОФГ Елена Сахнова. Рубль стабилен и даже укрепляется, а повышение пошлин на иномарки не значится в планах правительства.
Автопроизводители надеются выкарабкаться сами. «Мы запустили программу снижения издержек, – говорит собеседник «Ведомостей», близкий к «АвтоВАЗу». К осени она даст результат». Он не исключает, что вслед за этим последует снижение цен, Но генеральный менеджер по маркетингу и PR «Рольф-Холдинга» Валерий Тараканов считает, что через 3-5 лет все отечественные автозаводы, кроме «АвтоВАЗа», перейдут на производство нишевых автомобилей, а в долгосрочной перспективе и ВАЗ не выживет как самостоятельный игрок. Российский автопром уже смирился с этой участью. Группа «СОК» на мощностях «ИжАвто» летом начнет выпускать автомобили Kia Spectra, «Северсталь-Авто» осенью – внедорожник Ssang Yong Rexton. Представитель «Северсталь-Авто» говорит, что компания намерена развиваться как независимый производитель, но ставку при этом делать на сборку иномарок и не планирует разрабатывать собственные модели. Похожим путем идет и «АвтоВАЗ». «У нас уже есть партнер -General Motors, кооперация с которым будет увеличиваться», – говорит источник, близкий к «АвтоВАЗу». Скоро партнеры построят в России завод по производству двигателей для «АвтоВАЗа» и «GM-Ав-тоВАЗа», а также обещают разработать новый автомобиль для российского завода. На конвейер «АвтоВАЗа» он может встать в 2009 г.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Компания «PricewaterhouseCoopers»: В первом полугодии 2005 года продажи оте ...
- В 2006 году в России было продано более 1 миллиона автомобилей иностранного ...
- «РБК daily» и Юлия Карулина: «Конец автомобильному буму»
- В российском правительстве считают «маловероятным дальнейшее повышение пошл ...
- В I полугодии 2005 года в России было продано около 1 млн. легковых автомоб ...