«Уральский рабочий» и Зинаида Паньшина со свежим взглядом: «Паленка» для авто.*Как бороться с продавцами октановых суррогатов?

3 июня 2005 (12:53)

Недавно моя знакомая, студентка и автомобилист-любитель, чья машина здорово пострадала от некачественного бензина, сама же и «отмазала» своего обидчика — владельца одной из екатеринбургских станций автозаправки.

А случилось следующее. «Audi» заглохла еще при выезде с заправки. Пришлось просить помощи, и добрый человек, согласившийся дотащить ее на буксире до станции автосервиса, без труда нашелся. Во время буксировки моя знакомая, не слишком опытная в езде «на веревочке», зарулила в сторону и крепко помяла крыло и дверцу своего автомобиля. После осмотра в автосервисе мастер хмыкнул: «Чем заправляли?». Как оказалось, в бензобак был залит бензин не 95-й, а всего лишь 76-й, что для привередливой иномарки — смерть.

Твердым намерением через суд взыскать с владельца автозаправки компенсацию материального и морального вреда девушка поделилась с сокурсниками. Дело было в аккурат перед лекцией по основам законодательства, и преподаватель тут же задал группе задачу: «отмазать» владельца автозаправки от справедливого, в общем, возмездия.

Задачка трудна только на первый взгляд. Но для студентов-юристов — «семечки». Сама же потерпевшая, раскинув мозгами, обреченно признала: «Мне ни за что не доказать, что этот бензин впрыснут именно здесь, а не плескался на дне бака с прошлых заправок...»

Что сделал бы в этой ситуации знаток собственных законных прав или опытный сутяжник? Почуяв, что его автомобиль после заправки повел себя как-то неправильно, вернулся бы и прикупил литр-другой того же бензина — для экспертизы. А с ее результатами и с обоими кассовыми чеками проштрафившейся автозаправочной станции путь — прямиком в суд.

Разумеется, авария вследствие недобросовестной заправки — это крайность. В данном случае суду осталось бы только сопоставить дату и время на чеках и документах, констатирующих дорожно-транспортное происшествие. Но трудно представить себе, сколько вреда в виде не видимых глазу поломок наносят автомобильным «организмам» недобросовестные автозаправщики! А суд обязательно требует доказательств, что повреждения автомобиля вызваны не чем-либо иным, а «бодягой», которой его заправили именно на конкретной обвиняемой АЗС.

И вот попробуй докажи судье, что кислородные датчики (каждый по цене 100—150 долларов) на твоей «Тойоте» или любимом «Лексусе» либо катализаторы в системе очистки выхлопных газов (стоимостью 700—800 американских денежек) на отечественной инжекторной «ласточке» полетели именно от этого лжебензина, а не вследствие прежних заправок некачественным горючим. Это как в судах по взысканию человеком морального вреда со своих обидчиков: иск принимается, если истец представит справки из больницы, что у него невроз или инфаркт, спровоцированные эпизодами, что описаны в исковом заявлении. А не захворал, остался после перенесенной обиды живым и здоровым, либо нервы и сердце у тебя «шалят» с детства — значит, нечего и судиться. А то, что человека вообще нельзя оскорблять и что в бензобак автомобиля следует заливать только безупречного качества бензин, а не «ослиную мочу», — это по нашим законам не аргумент в пользу потерпевшего.

Как признает председатель комитета по защите прав потребителей администрации Екатеринбурга Андрей Артемьев, доказать вину недобросовестного заправщика действительно очень сложно. Но пытаться отстоять свои права стоит всегда. В частности, Андрей Дмитриевич советует автомобилистам сберегать все получаемые на автозаправках товарные чеки.

В год, по словам Артемьева, база данных комитета пополняется 8—10 тысячами сообщений граждан о мошенничающих автозаправщиках. Но эти сообщения, как правило, не подкрепляются документально и поступают слишком поздно, чтобы начинать действовать.

К сожалению, сегодня, когда осуществляется реструктуризация соответствующих контролирующих органов, надзор за качеством горюче-смазочных веществ оставляет желать лучшего.

Говорят, что профессиональные гонщики, для которых исправность и состояние машины имеют особое значение, запасаются бензином в Финляндии или заводят знакомства в железнодорожных депо, чтобы заправляться тепловозным горючим. Вряд ли этим опытом могут воспользоваться все автомобилисты. А потому — будем коллекционировать чеки...


Другие материалы по теме: