Адвокат бывшего председателя правления ОАО «Банк 24.ру» Александра Белых Николай Мельник: Из двух депутатов гордумы и одного примкнувшего к ним банкира нельзя «слепить» признак преступной организации

30 июня 2005 (11:00)

На вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» ответил адвокат бывшего председателя правления ОАО «Банк 24.ру» Александра Белых Николай Мельник.

– Николай Николаевич, в чем состоит суть дела, возбужденного против вашего подзащитного? Наличествует ли в нем, на Ваш взгляд, состав преступления?

– Владелец пакета акций ОАО «Банк24.ру» и председатель правления этой же организации Александр Белых передал свой пакет в доверительное управление депутату Городской Думы Екатеринбурга Александру Хабарову, а затем заключил с ним сделку купли-продажи. В этом нет ничего противозаконного. После этого Александр Хабаров сделал заявление для прессы о положении в банке и своем намерении провести его аудит. Закон давал ему такое право. Эти сведения не могли причинить вреда существенного вреда правам и законным интересам банкира Сергея Лапшина, но тот испугался. Известно, что банковские дела покрыты завесой тайны и запускать в банк постороннюю силу никто не хочет.

– Является ли позиция банка, то есть перевод дела в уголовную плоскость попыткой обезопасить себя от внимания извне?

– С одной стороны, банкирам есть что скрывать. Но, с другой стороны, спросите того же Владимира Фролова: испугался бы он, приди к нему в банк «Северная казна» с 20% пакетом акций Александр Хабаров? Владимир Фролов, как контрольный участник, директор компании-цели привлек бы антикризисного аудитора, провел бы еще один аудит. Чем бы это кончилось? Выступил бы Хабаров на совете директоров банка как он выступал на заседании городской думы. Что бы от этого изменилось? Разве Яков Силин боялся депутата Хабарова и депутата Вараксина и их выступлений в городской думе. Хабаров с Вараксиным не делили остатки городского бюджета, а с 20% пакетом не разделишь и дивидендов ни в одном банке.

– Но в деле также фигурировал пакет акций ОАО «Стройпластполимер», в отношении которого, по мнению юристов ОАО «Банк24.ру», и были совершены действия, квалифицируемые как принуждение к совершению сделки.

– Споры вокруг этого пакета акций, проданного А. Вараксину, надо было прекратить после того, как тот купил другой, 30% -й пакет акций на торгах РФФИ, и, тем самым, консолидировал у себя в собственности практически контрольный пакет акций предприятия. В результате этих действия менее чем 20%-й пакет акций, находившийся у Банка24.ру сразу обесценился.

В самом деле, на заседании в Совете директоров ОАО с правом одного голоса против девяти не даст ничего кроме потери времени и пищевых расстройств. Я знаю перипетии борьбы вокруг этого завода, т.к. в арбитражных спорах по этим делам противостоял команде юристов Вараксина со стороны бывшего владельца 20% пакета и бывшего генерального директора ОАО Анатолия Мельника, моего однофамильца. Арбитражная практика полна споров о недружественных слияниях и поглощениях, перехватом корпоративного управления. Сейчас началась атака на один крупный магазин и у меня на столе семь арбитражных дел по нему. Практика давно выработала опробованные схемы перехвата управления и угрожать разглашением сведений в целях захвата банка с 20% пакетом на руках было бы нелепо. И Александр Хабаров, и Александр Вараксин имели в подчинении опытных юристов, помогающих управлять огромной собственностью. Я полагаю, что они читали журнал «Слияния & поглощения», где подробно расписана тактика корпоративного шантажа и организация продуманной защиты предприятия-цели шантажа. Уж им то известно, что главными корпоративными злодеями-мошенниками являются сами учредители. Какой уж тут криминал требуется, если при малейших шансах предприятие и так можно забрать через серию арбитражных споров, а без шансов нечего и атаковывать. Поэтому и уголовных дел этой категории давно нет.

– Как состоялось освобождение Александра Белых?

– Судья Верх-Исетского суда Николай Морозов отказал прокуратуре Свердловской области в продлении санкции на арест Александру Белых поскольку прокуратура не предъявила суду ни одного основания для содержания Белых под арестом. Судья просто не проштамповал продление санкции. Содержание моего подзащитного под стражей изначально было бессмысленно. Александр Белых не может скрыться за границей. Погранслужба России давно уже вернулась в подчинение ФСБ России, а прокуратура все уверяет суд, что у них там проходной двор.

– Определенные изменения произошли и в формулировке обвинений, предъявленных к Александру Белых?

– Я глубоко убежден, что возбуждение дела по части второй ст. 179 УК РФ (Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения, совершенное организованной группой) было ошибкой. Из двух депутатов гордумы и одного примкнувшего к ним банкира нельзя «слепить» признак преступной организации, преступного сообщества или организованной группы, что и подразумевает часть 2 статьи 179. Наличие такого признака надо доказывать с целым перечнем критериев такой организации, а не просто исходя из формулы «два депутата плюс один банкир».

В результате обвинение Александру Белых было изменено на часть 1 ст. 179 УК РФ, предусматривающую наказание на срок до двух лет лишения свободы, поэтому дела этой категории подведомственны мировым судьям. Они редко встречаются в практике, в Свердловской области до сего момента не было ни одного дела с признаками этой статьи. Безусловно, для прокуратуры следствие по делу представляло определенную сложность. Проблемы расследования всплывают при судебном рассмотрении дел этой категории, дела буквально разваливаются.

Так, в середине июня этого года в Миасском горсуде Челябинской области дело по обвинению Станислава Гринкера по этой же статье развалилось, и суд прекратил по нему производство за истечением срока привлечения Гринкера к уголовной ответственности. Я защищал Гринкера и Леонова в суде по этому делу, а потерпевшими были депутат Государственной думы Валерий Панов и бывший депутат Государственной думы и мэр Миасса Владимир Григориади, находящийся в местах лишения свободы за вымогательство взятки. Беда у наших соседей с депутатами. Это третье в стране дело против издателей средств массовой информации и журналистов. По делу к уголовной ответственности был привлечен и издатель газеты «Обзор Андрея Стольника» Александр Большаков. Проблемы с доказательствами возникли в суде и их стали исключать и неведомо что доказывать. В этом деле мне было тяжелее, чем по делу Хабарова-Вараксина-Белых – потерпевшие там помасштабнее, у наших, как говорится и труба пониже и дым пожиже.

– Каков Ваш прогноз по дельнейшей судьбе данного уголовного дела?

– К сожалению, не мне это решать. Как известно Александра Хабарова нашли в камере СИЗО №1 повешенным, уголовное преследование по нему прекращено в связи со смертью. Александр Вараксин, очевидно, почувствовавший возможность такого исхода, ударился в бега. Александр Белых был освобожден, продолжает заниматься тем, чем занимался последние десять лет – работает в одном екатеринбургском банке.

Судебная практика не подтверждает приговоров, связанных с лишением свободы при санкции как в части 1 ст. 179 УК РФ-до двух лет лишения свободы. Гора родила мышь – пятнадцать томов мировому судье.

Пишут, что Александр Белых уже обжаловал с каким-то адвокатом решение суда направить дело в федеральный суд Октябрьского района. У меня интерес к этому делу пропал, подобные дела интересны на стадии их первоначального развала, когда тебе противостоит большая команда следователей, оперативных работников всех рангов и мастей, и со всех сторон идет давление. А теперь уже нет интриги, но у меня есть новые интересные дела.


Другие материалы по теме: